Раскрыт секрет движения пузырьков в «Гиннесе»

Guinnes — знаменитое темное пиво. Наверняка его хоть раз пробовали все наши читатели, кроме совсем уж не пьющих. Кроме замечательного вкуса у него есть одна чисто физическая особенность: при его наливании в бокал в напитке образуются очень мелкие пузырьки газа, формирующие подобие муаровой структуры, причем некоторое время, вопреки гравитации, движущейся вниз.
Раскрыт секрет движения пузырьков в «Гиннесе»

Группа японских физиков попыталась понять в чем тут дело и как объясняется происходящее с точки зрения науки. Ученые быстро выяснили, что настоящий «Гиннес» для наблюдений не годится — он не прозрачен.

Исследователи во главе с Томоаки Ватамура (Tomoaki Watamura) из Университета Осаки создали прозрачный аналог пива с помощью легких частиц, идентичных по плотности пузырькам газа и водопроводной воды. Едва ли этот коктейль был вкусен, но за движением частиц в нем можно было наблюдать при помощи высокоскоростной видеокамеры, способной измерять расстояние до наблюдаемого объекта.

Затем ученые поэкспериментировали с наливанием жидкости в сосуды разной формы. Предметом интереса было поведение «пузырьков» как вообще, так и в зависимости от угла наклона той стеклянной стенки, по которой текла наливаемая жидкость.

Использованные в эксперименте емкости

Выяснилось, что при наливании «пива» в стакан, стенки которого почти вертикальны, стекающий поток образует пленку, толщиной около миллиметра, практически свободную от «пузырьков» — они появляются только при удалении от стенки на миллиметр и больше. Это нельзя объяснить тем, что они там образуются, поскольку в нашем случае «пузырьки» присутствуют в жидкости изначально. Эффект смазывается и постепенно исчезает по мере увеличения наклона стенки.

Авторы полагают, что образование пузырьковой текстуры в стакане пива Guinness было вызвано завихрением потока.

Повторить эксперимент несложно и вкусно, но не надо забывать о том, что «Гиннес» непрозрачен и для проникновения в его тайны потребуется большое усердие, которое надо соотносить с возможностями организма.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в Scientific Reports.

Walter
Walter 10 Мая 2019, 22:50
Я бы начал с вопроса, почему он не прозрачен ? Думаю, ответ здесь спрятан.
Дориам Fireheart
Дориам Fireheart 10 Мая 2019, 20:14
Понятия не имею как пиво смогло завоевать мир. Это как если бы валерьянку продавали в каждом магазине и школьники говорили друг-другу, давай пропустим по пузырьку, расслабимся Я понимаю что о вкусах не спорят, но КАК это может нравится людям? Может пиво - это техническая жидкость типа смазки для биологических автоматонов, которые окружают нас по образу философских зомби и создают видимость населения?