Генетически идентичные бактерии ведут себя по разному

Это выяснила группа исследователей из Цюриха, изучившая перемещения микроорганизмов в поисках наилучших для их питания и размножения условий. Некоторые бактерии способны передвигаться при помощи жгутиков, ища места, где много привлекательных веществ, или мало неприятных. Биологи называют это хемотаксисом.
Генетически идентичные бактерии ведут себя по разному

До сих пор ученые обычно считали, что хемотаксические свойства бактерий являются общей чертой вида или популяции, и все клетки ведут себя более или менее одинаково. В этом случае средних значений достаточно, чтобы описать их поведение. Теперь исследователи наблюдали хемотаксис бактерий в поведенческом эксперименте.

«Если вы посмотрите на соответствующую технологию, вы обнаружите удивительные поведенческие различия даже в популяции генетически идентичных клеток», — сообщают Мехди Салек (Mehdi Salek) и Франческо Каррара (Francesco Carrara), ведущие авторы исследования.

Исследователи построили несложный лабиринт с Т-образными развилками. На каждой из них «пловцам» надо было выбирать правильное направление движения, ведущего к вкусному для данного вида бактерий веществу. Оказалось, что испытуемые справляются с задачей когда как и многие ошибаются, первоначально выбирая неверное направление.

В каждом из нескольких экспериментов все подопытные были генетически одинаковы — бактерии выращивались непосредственно перед «заплывом» в стерильной среде, исключающей возможность присутствия других микроорганизмов. В эксперименте участвовали две линии Marinobacter adhaerens и одна - Escherichia coli (кишечная палочка).

Бактерии считаются очень простыми микроорганизмами, подозревать их в каких-то сложных формах поведения, очевидно, нельзя. Ученые полагают, что причиной разницы было разное содержание в них белков, связанных с работой рецепторов, определяющих концентрацию вещества-приманки.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в Nature Communications