Походка крупных динозавров напоминала слоновью

К такому выводу пришла группа палеонтологов, изучившая кости ноги ретозавра (Rhoetosaurus brownei ) — крупной рептилии, жившей на Земле в середине юрского периода.
Походка крупных динозавров напоминала слоновью

По меркам мезозоя, ретозавр не был гигантом — длина его тела составляла 15 метров, а вес достигал всего 9 тонн. Это было травоядное животное, которому не надо было догонять добычу, а размеры позволяли не убегать от хищников.

Его кости были впервые найдены в Квинсленде (северо-восток Австралии), неподалеку от городка Рома, в 1923 году. Возобновленные в 1970-х годах и продолжающиеся по сию пору раскопки позволили найти множество костей, скорее всего когда-то принадлежавших одному животному. В том числе достоянием ученых стала практически полная нога динозавра, точнее, конечно, ее кости.

Это важно, поскольку окончания ног, состоящие из относительно небольших костей, сохраняются гораздо хуже остального скелета. Их растаскивают падальщики, уносит водой и т. п. Находки такого рода редки, а для зауропод — группы динозавров, включавших таких гигантов, как диплодок и бронтозавр — очень редки.

Ретозавр был ранним представителем зауропод и потому находка его стопы была большой удачей.

Ученые попытались понять, как располагались ее кости при жизни животного и как они могли двигаться. Для этого была сделана модель скелета ноги из копий костей. Хрящевая ткань, которая практически не сохраняется в окаменелом виде, имитировалась прокладками из мягкого пластика.

Моделирование показало, что ретозавр не опирался на стопу, которая у этого животного малоподвижна. Он ходил, опираясь на кончики пальцев («на цыпочках»), а пятка находилась на значительной высоте и, очевидно, опиралась на мягкие ткани. Практически так же устроена нога современного слона и некоторых других крупных травоядных.

Нога современного слона. Нога ретозавра выглядела похоже

Они, разумеется, не потомки ретозавра, у них эта особенность анатомии возникла независимо. Очевидно, она выгодна для крупного травоядного, обеспечивая ему необходимую подвижность при минимуме затрат.

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в Journal of Morphology.