Американские ученые произвели необычный эксперимент с мозгом недавно убитого крупного животного. Его результаты достойны краткого изложения.
Сергей Сысоев
Мозг мертвой свиньи оказался живуч

«Подопытными» послужили 32 мозга свиней, умерщвленных на местной бойне. Их забили просто на мясо, с применением традиционных технологий, никаких специальных мер на этом этапе не предпринималось.

Рассказавшее об этом эксперименте агентство Associated Press не уточняет, манипулировали ли ученые со всеми 32 мозгами одновременно или как-то иначе. Мы полагаем, что они получали их с бойни по очереди, так явно экономнее, поскольку можно использовать один аппарат для всех.

Через четыре часа после смерти свиньи ее мозг помещался в камеру специального устройства, а кровеносные сосуды подключались к системе, прокачивавший через мозг специально разработанный заменитель крови.

Еще через шесть часов ученые обнаружили, что отдельные клетки мозга сохранили свою структуру, в то время как клетки необработанного мозга сильно деградировали. Когда исследователи извлекли эти нейроны из обработанного мозга и стимулировали их электрически, клетки реагировали на это, явно демонстрируя жизнеспособность.

Кроме того выяснилось, что кровеносные сосуды в обработанном мозге реагировали на препарат, который расширяет сосуды.

Контроль состава кровезаменителя показал, что клетки мозга поглощают сахар крови и кислород и вырабатывают углекислый газ, что является сигналом их функционирования.

Следует отметить, что электрическая активность, свойственная живому мозгу, в данном случае не наблюдалась. С медицинской точки зрения мозг был мертв, после четырех часов без кислорода и питания в нем выжили отдельные клетки.

Тем не менее, это несомненно означает, что наши представления о сроках гибели мозговых нейронов мертвого организма должны быть серьезно скорректированы.