Откуда на Марсе реки и какими они были: новое исследование

На Марсе была вода, и значительная ее часть сохранилась до сих пор. Ученые давно подозревали, что некогда по Красной планете текли реки, и открытия последних двадцати лет это лишь подтверждают. Но до недавнего времени астрономы не могли сказать, где и когда это происходило, и лишь новое исследование проливает свет на это необычное обстоятельства.
Откуда на Марсе реки и какими они были: новое исследование

В новой работе, опубликованной в Science Advances, исследователи сопоставили высохшие русла рек с фотографий, сделанных камерой HIRISE космического корабля Mars Reconnaissance Orbiter. В результате анализа изображений удалось установить широкие реки, которые текли на поверхности Марса примерно 1 миллиард лет назад, уже на закате «эпохи» поверхностных вод Красной планеты.

Изучая форму и глубину русла рек, можно установить их возраст и время обмеления. Кроме того, осадок на дне этих древних водных артерий доказал, что реки продолжали течь даже тогда, когда высохли более мелкие моря и озера. Учитывая то, что на Марсе, как и на Земле, реки периодически возникали и исчезали, на них влияло множество самых разных факторов. Такие привычные землянам явления, как снегопады и обильные дожди, были известны и Красной планете, но вот более точную информацию получить очень тяжело. Один из возможных способов – поиск окаменелостей со следами дождевых капель. Правда, на Марсе их еще не находили, и это поле для исследований открыто будущим экспедициям.

Одной из них может стать миссия Mars 2020. Приземление исследовательского аппарата намечено на кратер Джезеро, который, судя по всему, есть ни что иное, как древняя дельта реки, впадавшей в озеро. Велика вероятность того, что на дне кратера удастся обнаружить множество осадочных отложений, однако река это довольно старая – ей примерно 3,7 миллиарда лет. Вероятно, в будущем космические агентства смогут посадить роверы в дельты намного более молодых рек, и там отыскать интересующие нас подробности тех времен, когда Марс изобиловал жидкой водой.