Юпитер мог образоваться гораздо дальше от Солнца, чем полагалось

В новом исследовании специалисты предложили новую теорию, согласно которой Юпитер, крупнейшая планета в нашей Солнечной системе, сформировался гораздо дальше Солнца, чем предполагалось, а позже переместился на свою текущую позицию.
NASA/JPL-Caltech

Сегодня Юпитер вращается вокруг Солнца на средней дистанции 780 миллионов километров, или 5,2 астрономической единицы. Так, вероятно, было не всегда: например, как предполагает одна из популярных гипотез, газовый гигант мог сформироваться на расстоянии примерно 3,5 а.е. (там сейчас находится пояс астероидов), а затем «мигрировал» на другую орбиту; предполагается, что сначала он подошел к Солнцу на расстояние приблизительно 1,5 а.е. (сейчас здесь находится орбита Марса), а после переменил курс и отошел на свою текущую позицию. Это путешествие Юпитера может объяснить ряд странностей нашей Солнечной системы, например то, почему Марс меньше, чем он «должен быть» согласно расчетам, а также, к примеру, то, почему поблизости нет суперземель.

В новом исследовании, впрочем, ученые предполагают, что Юпитер сформировался намного дальше от Солнца, чем полагалось ранее. Исследователи, используя компьютерные симуляции, рассчитали, что Юпитер возник в четыре раза дальше от звезды, будучи вначале ледяным астероидом. Спустя же два-три миллиона лет гравитационные силы окружающих газов, согласно расчетам специалистов, переместили планету на ее текущую позицию (данный процесс, как предполагается, мог занять около 700 000 лет, что относительно немного).

Специалисты исследовали данные по троянским астероидам Юпитера — двум крупным группам астероидов, движущимся вокруг Солнца примерно по тому же пути, что и газовый гигант. Одна группа находится перед планетой, другая — позади; при этом фронтальная группа включает на 50 процентов больше астероидов, чем другая, и с чем это связано, ученые не знали. В новой работе исследователи решили найти ответ, и как показали их симуляции, это может быть объяснено как раз перемещением Юпитера из той далекой точки, где он был образован, к текущей к орбите.

Разумеется, на данный момент это лишь одна из теорий; в дальнейшем ученые должны найти больше доказательств, которые бы смогли ее подтвердить. Работа, посвященная исследованию, была опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics; кратко о результатах сообщает портал New Atlas.