Найдены пчелы, самцы которых заботятся о потомстве вместе с самками

Как выяснили ученые, самцы пчел Ceratina nigrolabiata наравне с самками участвуют в выращивании потомства, причем чаще всего заботятся о чужом потомстве.
LUKÁŠ JANOŠÍK

Исследователи обнаружили пчел, у которых заботой о потомстве заняты и самец, и самка, что среди перепончатокрылых встречается редко. Речь идет о пчелах Ceratina nigrolabiata, за поведением которых специалисты следили с 2013 по 2016 гг.: смотрели, как эти насекомые устраивают гнезда, как ухаживают за потомством, и т. д.

В 88 процентах исследованных гнезд Ceratina nigrolabiata ученые увидели пары самец-самка, в остальных были либо только самец, либо только самка, либо самка и несколько самцов, либо вообще не было взрослых пчел. Специалисты обнаружили, что самка и самец разделяли обязанности по заботе о потомстве: например, когда мать улетала за пищей, гнездо охранял отец, защищая его от муравьев.

Как показало исследование, в гнезде постоянно жила в основном только самка, а самцы оставались в одном гнезде на протяжении всего времени заботы о потомстве лишь в 12 процентах случаев (они менялись в среднем в 7,7 дней). Исследователи обнаружили, что самцы чаще всего выращивали чужое потомство: так, в среднем в гнезде было 6,6 личинок, а самец был родным отцом только 0,64 из них; свое потомство самцы, согласно исследованию, выращивали лишь в 10% случаев. (В течение сезона самки могли спариваться с несколькими самцами (до восьми) и выращивать в одном гнезде личинок от разных отцов; потомство только от одного отца находили лишь в 13% гнезд.)

Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.