Загадка космического масштаба: где скрывалась недостающая треть Вселенной

Когда-то давно, в результате Большого Взрыва, во Вселенной образовалось много вещества: водорода, гелия и прочих элементов. Потом оно стало звездами, планетами и туманностями, а его излучение теперь позволяет ученым оценить его массу. С другой стороны, некоторые теоретические модели позволяют прикинуть, сколько вещества во Вселенной должно быть. И тут возникает проблема — примерно треть материи нам почему-то не видна.
Загадка космического масштаба: где скрывалась недостающая треть Вселенной
GettyImages

Подчеркнем: речь идет не о темной материи или чем-то еще невидимом. Нет, мы не видим самые обычные водород с кислородом, которые где-то должны быть.

Одна из версия заключается в том, что недостающая масса собирается в гигантские нитевидные структуры теплого (температура менее 100 000 Кельвинов) и горячего (более 100 000 Кельвинов) газа в межгалактическом пространстве. Эти нити невидимы для оптических телескопов, но какая-то их часть может быть обнаружена в других диапазонах.

Исследователи смогли доказать существование этих структур при помощи ренгеновского орбитального телескопа «Чандра». Астрономы использовали его данные, чтобы найти следы поглощения горячего газа в спектре квазара, находящегося в 3,5 миллиардах световых лет от Земли.

Одна из проблем этого метода заключается в том, что сигнал поглощения очень слаб и его сложно распознать в спектре квазара, особенно — на фоне помех. Ученые преодолели эту проблему, сосредоточив свои поиски только на определенных частях спектра. При этом вероятность ложных срабатываний уменьшалась.

По расположению галактик между квазаром и нами было определено 17 мест, где, может быть, есть межгалактические скопления газа. Из-за расширения Вселенной все они удаляются от нас со скоростью, зависящей от расстояния — чем дальше, тем быстрее. Соответственно сдвигаются и их отметки в спектре.

С помощью этой техники ученые обнаружили следы кислорода, нагретого до миллиона градусов Кельвина.

Исследователи сообщают, что, экстраполируя данные наблюдений за кислородом на полный набор элементов и от наблюдаемой области до границ наблюдаемой Вселенной, они могут оценить полное количество «спрятанного» вещества. По крайней мере, в этом конкретном случае, недостающая часть все-таки найдена.

Статья ученых опубликована здесь.

Николай Коломенский
Николай Коломенский 19 Февраля 2019, 17:41
Эту "находку недостающей массы" никогда не признают мировые космологи по то простой причине, что она...просто...не нужна им! Дело в том, что после экспериментов по оцифровке реликтового излучения, учёные заодно с картой этого первоначального света, получили и спектр масс вещества и энергии, которые сегодня населяют нашу Вселенную, и там белой (барионной) массы всего 4.5% , а всё остальное - ТМ и ТЭ, потому никто не будет менять эти правильные цифры, а скорее всего всё спишут как всегда на ошибку наблюдений и заставят открывателей все пересчитать и привести в общепринятую схему! И это правильно: двух истин не бывает, иначе это не наука, а достижения известных космологов в угоду каким-то неизвестным учёным никто не станет изменять, надо ещё заслужить право на такие революционные заявления, иначе так и до гениев доберутся и устои разрушат, как уже было не раз в земной истории науки и настоящая наука выстояла, перед лженаукой и доказала своё несомненное преимущество и сейчас докажет,уверен...пройдёт месяц-другой и об этом открытие все и позабудут!
gert zak
gert zak 17 Февраля 2019, 10:58
пока что ни кто из людей не в силах рассчитать сколько было вещества, да и сам большой взрыв тоже теория, так что сама статья основана на догадках и теориях
Николай Коломенский
Николай Коломенский 19 Февраля 2019, 17:55
Фридмановская модель она самого Фридмана пережила и всех авантюристов переживёт потому как она абсолютно недоступна никакой переделке и реставрации: дело в том, что там не одна модель, а она описывает ...все случаи жизни, если окажется, что опыт опровергает один вариант, сразу же подсунут другой, а если и тот не впишется наблюдательные факты, так на это имеется и третий! Вот это и есть настоящее гениальное научное предвидение, о котором говорили ещё классики физики: наша реальность такова, каковы на сегодня господствует в ней теория! 2 умножить на 2 =10, значить Земля плоская ( и это правильно), 2 х 2 = 3.5 значит Земля имеет форму куба, а ежели 2 х 2 = корень квадратный из синус пи эр квадрат в минус 500 степени, то Земля произошла в результате гипертриплексии 10-мрного курби-зорби пространства, отображённого на тетроимпогардо пи-нукрецию и имеет форму семиголового десятигобла! Вот и вся премудрость!