Отравленная туалетная бумага раскрыла роль термитов в тропическом лесу

Эти вездесущие в тропиках насекомые оказались исполнителями важной роли в экосистеме тропического леса. Термиты помогают ей пережить засуху.
Отравленная туалетная бумага раскрыла роль термитов в тропическом лесу

Группа биологов из Великобритании, Австралии и ЮАР провела занятный эксперимент в дождевых тропических джунглях бассейна реки Малиау на севере острова Калимантан. Ученые разбили лес на несколько участков и попытались значительно уменьшить численность термитов на четырех из них. В качестве «рабочих инструментов» были в несколько приемов использованы 3500 рулонов туалетной бумаги, пропитанной инсектицидами. Для термитов это замечательное лакомство — мягкое, легкоусваиваемое и, вероятно, вкусное. В тоже время, никакие другие насекомые ее не едят, что позволяет ограничить наносимый экосистеме урон, и, главное, — сделать эксперимент «прицельным», убрав из экосистемы только термитов. Дополнением к рулонам послужили раскиданные по лесу пакетики из-под чая — тоже отравленные.

Термиты ели предложенные «лакомства» и, естественно, умирали. В результате их количество на обработанных делянках снизилось на 45%.

А потом случилась большая засуха, вызванная Эль-Ниньо — колебанием температуры приповерхностных слоев тихоокеанской воды.

Выяснилось, что в засушливый период общая численность термитов в джунглях возрастает примерно вдвое. Причины этого явления не совсем понятны. Возможно термитам в засуху проще строить подземные ходы, возможно в лесу становится меньше охотящихся на них хищников.

Главным же выводом стала констатация того, что растительность на делянках с первозданной (высокой) численностью термитов переносит засуху лучше, чем там, где этих насекомых было относительно мало.

Опавшие листья разлагались быстрее на контрольных участках, чем на обработанных. Необработанные участки также имели более высокую влажность почвы и выживаемость рассады, а питательные вещества в почве лучше перемешивались. Эти эффекты не наблюдались в периоды без засухи.

Люди, изучающие засуху в тропических лесах, «всегда говорят о количестве погибших деревьев», — отмечает одна из участниц исследования Кейт Парр (Kate Parr). Но «если бы в этих системах не было термитов, эти потери могли бы быть более существенными».

Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в Sciense.

Джо Безногий