Открыта планета, испаряющаяся с рекордной скоростью

Астрономы обнаружили экзопланету, теряющую свою атмосферу очень быстро.
NASA, ESA and D. Player (STScI)

Один из известных классов экзопланет – горячие нептуны. Их известно не так много – всего несколько среди 3 869 подтвержденных планет вне нашей Солнечной системы. Возможно, объяснить редкость таких экзопланет поможет новое открытие, сделанное астрономами.

Речь идет об открытии экзопланеты Gliese 3470 b – атмосфера которой, как выяснили ученые, испаряется с рекордно высокой скоростью. Данное открытие вносит вклад в гипотезу, согласно которой столь малое количество известных горячих нептунов может быть связано с тем, что в действительности планеты данного класса превращаются со временем в мининептуны – один из наиболее широко распространенных классов экзопланет, обнаруженных телескопом «Кеплер».

Горячий нептун – это гигантская планета, размерами и массой походящая на Нептун или Уран, однако находящаяся намного ближе к родительской звезде (на расстоянии, даже меньшем, чем расстояние между Землей и Солнцем). Кроме того, горячие нептуны, как и следует из названия, обладают очень высокой температурой – атмосферная температура таких планет составляет примерно 927 градусов Цельсия.

Вообще, Gliese 3470 b – это не первая открытая планета с испаряющейся атмосферой. Так, несколько лет назад была обнаружена Gliese 436 b, которая также испарялась, но не с такой большой скоростью. Отмечается, что «новая» планета, хотя и находится примерно на такой же дистанции от родительской звезды, как и Gliese 436 b, является намного более горячей и испаряется в 100 раз быстрее. Если так и будет продолжаться, Gliese 3470 b, как предполагают исследователи, превратится в мининептун или даже суперземлю. «Всего через несколько миллиардов лет половина планеты может исчезнуть», – отмечает физик Дэвид Синг (David Sing), говоря о Gliese 3470 b.

Gliese 3470 b вращается вокруг красного карлика возрастом всего около двух миллиардов лет, находясь от него примерно в шести миллионах километров. Gliese 436 b же вращается также вокруг красного карлика – однако более холодного и стабильного, возрастом от четырех до восьми миллиардов лет. Gliese 3470 b, таким образом, подвергается гораздо более сильному звездному излучению – что и приводит в итоге к быстрой потере атмосферы.

В дальнейшем исследователи рассчитывают более подробно изучить данные экзопланеты, используя будущий космический телескоп «Джеймс Уэбб», который, согласно планам, будет запущен в 2021 году. Новое исследование было опубликовано в журнале Astronomy & Astrophysics, а кратко о результатах работы сообщает портал ScienceAlert.