Открыта похожая на комету гигантская планета

Экзопланета HAT-P-11b, находящаяся в 124 световых годах от нас, в значительной степени состоит из гелия. Вдобавок, планета обращается по близкой к звезде орбите и получает от нее достаточно много тепла. Астрономы называют такие миры «горячими Нептунами» — размеры экзопланеты соответствуют именно этому телу нашей системы.
Открыта похожая на комету гигантская планета

Группа ученых изучила, что происходит с планетой под действием излучения ее солнца. Исходным материалом послужили наблюдения двух прохождений планеты по диску звезды, сделанные в последнее время. Для наблюдений использовался спектрограф Carmenes, установленный на 4-метровом телескопе в Калар-Альто, Испания.

Выяснилось, что на планете очень ветрено. Излучение звезды буквально сносит газ с дневной стороны, вследствие чего он утекает на ночную со скоростью около трех километров в секунду. Гелий — очень легкий газ, поэтому планетная гравитация не может полностью удержать его после разгона до такой скорости, и он улетает в космос. Каждую секунду HAT-P-11b теряет 3*105 грамм массы, т. е. примерно 300 килограмм. За движущейся планетой можно наблюдать красивый гелиевый шлейф, напоминающий кометный хвост.

Наблюдение таких эффектов на подобном расстоянии само по себе примечательно — это небольшая сенсация. Однако, как часто бывает в науке, полученный результат заставляет отвечать на дальнейшие вопросы. В данном случае непонятно, как могла сформироваться планета, непрерывно теряющая массу. Аналогия с земными кометами здесь не работает — комета становится короткопериодической и начинает терять массу при сближении с Солнцем под действием гравитации планет-гигантов, в первую очередь, Юпитера. В системе HAT-P-11 пока не обнаружен объект, способный радикально изменить орбиту планеты массой с Нептун.

Ознакомиться с подробностями можно в статье ученых, опубликованной в Science.