Ученые надоили паучьего молока: членистоногие матери

Китайские ученые обнаружили, что самки прыгающего паука кормят свое потомство самым настоящим молоком — причем продолжают делать это даже когда дети подрастут.
Ученые надоили паучьего молока: членистоногие матери

Летней ночью 2017 года исследователь Чень Чжанки, работавший в лаборатории китайской провинции Юньнань, обратил внимание на необычное поведение своих подопечных – пауков. В искусственном гнезде он заметил молодого паука Toxeus magnus (их еще называют «прыгающие пауки») – тот висел на брюшке своей матери так, как дети млекопитающих во время кормления. При ближайшем рассмотрении оказалось, что паучиха и в самом деле кормила своего ребенка молоком!

К работе подключился Цюань Руй-Чанг, эколог-бихевиорист из Центра интегративной консервации Китайской академии наук в Менглуньчжэне. Вместе ученые изучили образцы жидкости и подтвердили, что самки прыгающих пауков действительно вырабатывают для своих детей молоко, причем не перестают делать это даже после того, как детки подрастают. Спустя год исследователи наконец опубликовали результаты своего исследования.

У членистоногих и в целом у беспозвоночных как правило не принято ни заботиться о вылупившемся из кладки потомстве, ни тем более вскармливать его молоком. Однако новое открытие помогло ученым по-новому взглянуть на эволюцию сложных родительских отношений. Теперь они знают, что для сложного материнского поведения далеко не всегда нужен сложный мозг.

Когда Чень в целях эксперимента отнял «от груди» матери паучат, то молодь, которой еще не исполнилось 20 дней, быстро умерла от истощения. Стоило извлечь самку из гнезда – и те, что выжили, начали расти медленнее и вышли из гнезда намного раньше, чем положено у особей этого вида. Эколог уверен, что хилые особи не доживут до половой зрелости в естественной среде. У других пауков случается, что самка ухаживает за выводком всего несколько дней после вылупления, однако потом паучата все равно остаются предоставленными самим себе.