На экзопланете HR 8799c обнаружена вода

Вода, с точки зрения современной планетологии, — почти синоним жизни или, во всяком случае, ее необходимое условие. По крайней мере, если мы говорим о жизни земного типа — со знакомым нам метаболизмом, ДНК и прочими подробностями.
На экзопланете HR 8799c обнаружена вода

В Солнечной системе вода в заметных количествах пока не найдена нигде, кроме Земли. Марс сух, вода там явно была, но это было давно. Венера — жарка. Спутники Юпитера, на которых жидкая вода, вероятно, есть, находятся в пределах мощных радиационных поясов планеты-гиганта, делающих высадку там маловероятным делом. По крайней мере, при жизни ближайших поколений землян. Тем интереснее, когда явные признаки воды обнаруживаются на планетах иных звездных систем.

В данном случае речь идет о планете, известной как HR 8799c — газовом гиганте массой примерно в семь-десять раз больше Юпитера. Один год там длится 200 лет, а звезда, вокруг которой обращаются планеты (их там четыре), находится в 129 св. годах от нас.

Звездная система HR 8799 глазами художника. Показано расположение планет на фоне звезды и газопылевого диска

Относительно небольшое расстояние до этой системы дало возможность в последние годы несколько раз зафиксировать спектры планет.

В этот раз команда использовала современное оборудование в обсерватории на Маунаке, Гавайи, чтобы подтвердить существование воды в атмосфере планеты, а также отсутствие метана. Для исследования была применена адаптивная оптика, устраняющая порождаемый атмосферой Земли эффект размытия.

Сделанное открытие не означает непременного наличия на HR 8799c океанов с рыбами и прочими креветками. Температура верхних слоев ее атмосферы составляет около 800 градусов, что немного затрудняет жизнь. Пока речь идет о водяном паре. Тем не менее, факт обнаружения воды примечателен, а еще более впечатляет сама возможность такого открытия.

Ознакомиться с подробностями можно в статье ученых, опубликованной в The Astronomical Journal.