Внеземная жизнь могла быть уничтожена вспышками на молодых звездах

В поисках внеземной жизни, естественно, в первую очередь ищут миры с условиями, схожими с таковыми на Земле. Большинство звезд в Млечном Пути, однако, не похожи на Солнце – это более холодные и менее крупные красные карлики. Чтобы понять, могут ли у этих звезд существовать обитаемые миры, исследователи изучают, в частности, вспышечную активность таких светил.
NASA, ESA and D. Player (STSci)

Речь идет о программе NASA под названием HAbitable Zones and M dwarf Activity across Time (HAZMAT), в рамках которой ученые исследуют вспышечную активность красных карликов посредством космического телескопа «Хаббл». Специалисты изучают, насколько данная активность может влиять на так называемую зону обитаемости – условную область на некотором расстоянии от звезды, в которой, как предполагается, могут находиться миры с условиями, близкими к таковым на Земле, обеспечивающими существование воды в жидкой фазе.

В зоне обитаемости не должно быть слишком холодно или жарко. С учетом того что красные карлики холоднее Солнца, в случае с ними данная область должна располагаться ближе – чтобы на поверхности планет в их системах было достаточно тепло. Это, однако, приводит к новым проблемам: красные карлики активнее, чем Солнце, и регулярные вспышки на их поверхности и их интенсивное излучение могут прежде уничтожить необходимые условия для возникновения жизни на ближайших планетах.

В рамках HAZMAT специалисты изучили вспышечную активность 12 относительно молодых (возрастом около 40 миллионов лет) красных карликов. При помощи «Хаббла» ученые посмотрели на перепады в УФ-излучении этих звезд и обнаружили, что на данных светилах регулярно происходят вспышки, сильно превосходящие таковые на Солнце. Вспышки на молодых красных карликах были в 100-1000 раз более сильными, чем вспышки на более старых звездах.

P. Loyd / ASU

Одну из сильнейших вспышек, замеченных в ходе наблюдений на одном из молодых красных карликов, назвали Hazflare. Ее обнаружили очень быстро: в случае же с Солнцем, учитывая что его ученые наблюдают уже очень долгое время, за все время наблюдений была замечена всего одна-две вспышки подобной мощности. Это, как замечают исследователи, указывает на то, что на молодых красных карликах мощные вспышки должны происходить каждый день или даже по нескольку раз в течение одного дня.

Это, вероятно, не лучшие условия для возможного развития жизни на ближайших к таким светилам планетах. Впрочем, по словам исследователей, это и не означает, что жизнь там в принципе невозможна: так, внеземная жизнь может и не напоминать таковую на Земле, и кроме того, известно, что некоторые организмы могут выживать в совершенно экстремальных условиях.

Красные карлики – одни из самых долгоживущих звезд. В дальнейшем специалисты HAZMAT планируют изучить более старые красные карлики – возрастом около 650 млн лет и старше, чтобы лучше понять эволюцию данных светил.

Исследование было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal, кратко о результатах работы сообщается в пресс-релизе на сайте Университета штата Аризона.