Существовала ли жизнь на Луне?

В новом исследовании ученые предположили, что в далеком прошлом на естественном спутнике Земли могла существовать жизнь.
NASA / JPL/ USGS

Сейчас Луна представляет собой абсолютно неблагоприятное для существования жизни место. Естественный спутник Земли лишен атмосферы и магнитного поля и подвергается метеоритным «бомбардировкам», ежедневным значительным перепадам температуры, а также сильному солнечному и космическому излучению. К тому же Луна очень сухая: вода на ней существует лишь в форме древнего льда на дне полярных кратеров и, возможно, на глубине в мантии.

Однако, как заявляют исследователи Дирк Шульце-Макух (Dirk Schulze-Makuch) из Университета штата Вашингтон и Иэн Кроуфорд (Ian Crawford) из Лондонского университета, примерно четыре миллиарда лет назад, в скором времени после формирования Луны, условия на ней могли быть совсем иными. Так, предполагается, что в те времена (согласно одной из гипотез, Луна могла образоваться из вещества, выброшенного при столкновении протоземли с небесным телом) на Луне вода могла присутствовать в больших количествах – примерно в таких же, как и на ранней Земле. Позже, после охлаждения, Луна могла сформировать примитивную атмосферу, защищенную магнитным полем, которое было «сгенерировано» жидким ядром.

При таких условиях, как предполагают ученые, Луна могла поддерживать некоторые микробные формы жизни. Это, впрочем, не продлилось бы долго – и после нескольких миллионов лет должны были исчезнуть атмосфера и необходимая вода. Однако через 500 миллионов лет после этого, согласно исследователям, вулканическая активность на Луне достигала своего пика – выбрасывались миллиарды тонн газа, которые могли сформировать вторую временную атмосферу спутника и водную среду обитания. Последние существовали, предположительно, на протяжении еще нескольких миллионов лет.

«Очень похоже на то, что Луна была обитаемой в то время, – отмечает Шульце-Макух. – В ее водоемах могли существовать микроорганизмы – до тех пор, пока поверхность Луны не стала сухой и мертвой».

Впрочем, вопрос о том, каким образом микробы могли появиться на Луне за такой короткий срок, остается открытым. По предположению Шульце-Макуха, их наиболее вероятный источник – Земля: 3,8-3,5 млрд лет назад на нашей планете существовали цианобактерии, не нуждающиеся в кислороде. Можно предположить, что некоторые из таких бактерий были «перенесены» на Луну с Земли метеоритами.

На данный момент, разумеется, это всего лишь предположение. Возможно, как отмечает Шульце-Макух, будущие лунные миссии смогут получить образцы необходимого периода, чтобы посмотреть, содержат ли они воду или другие возможные маркеры существовавшей ранее жизни. Кроме того, по словам исследователя, в дальнейшем предположение о существовании жизни на ранней Луне помогут проверить эксперименты с использованием смоделированных лунных сред.

Исследование было опубликовано в журнале Astrobiology, кратко о нем сообщается в материале на сайте Университета штата Вашингтон.