Темные пятна на Туринской плащанице, которые сторонники чудесной версии происхождения считают пятнами крови из ран распятого Христа, не прошли проверку криминалистов.
Редакция ПМ
Пятна на Туринской плащанице указали на искусственное нанесение

Эксперты изучили пятна крови на знаменитой Туринской плащанице и пришли к выводу, что кровь не могла вытечь из ран на теле, лежащем на плащанице. Часть пятен могла появиться только если ткань была прижата к телу стоящего человека, другая часть, скорее всего, была нанесена на ткань специально.

Версия чудесного возникновения на плащанице образа после того, как в ткань завернули снятое с креста тело Иисуса Христа, не подтверждается данными радиоуглеродного датирования. В 1988 году ученые из трех исследовательских институтов в Европе и США независимо друг от друга датировали ткань промежутком с 1275 по 1381 год.

Точный способ нанесения изображения на найденный в 1353 году фрагмент ткани до сих пор не установлен. В состав пигмента, который образует рисунок, входит оксид железа, который, как было установлено ранее, мог быть и основой красителя, и продуктом разложения крови. Кроме пигмента, образующего «отпечаток тела» на ткани, на Плащанице есть еще несколько пятен — сторонники «чудесной» версии полагают, что это кровь из ран распятого.

Криминалист Маттео Боррини из ливерпульского университета имени Джона Морса и химик Луиджи Гарлашелли, член итальянского комитета по расследованию псевдонаучных заявлений, решили отбросить вопрос о химии пигмента и исследовать плащаницу так, как это делают судебно-медицинские эксперты: изучить геометрию предполагаемых пятен крови и установить, при каком положении тела относительно ткани могли получиться такие следы. Для этого ученые взяли ткань, манекен, кровь, сданную донорами для использования в научных целях и искусственную кровь.

Евангелия и апокрифы свидетельствуют о том, что в плащаницу тело Христа было завернуто после снятия с креста; завернув тело в ткань, его положили «во гроб», то есть в высеченную в скале пещеру. Криминалисты предположили, что при таком использовании ткани тело находилось в горизонтальном положении большую часть времени. От положения тела зависит рисунок пятен крови; Боррини и Гарлашелли обнаружили, что один из следов на плащанице, по мистической версии — кровь из раны на левом предплечье, мог появиться только в случае, если этой тканью обернули стоящего человека. Форма других следов указывает на наклон тела в 45°. Расходятся и данные о взаимном расположении рук и тела в предполагаемой позиции и согласно пятнам. Форма некоторых пятен вообще не поддаются объяснению; ученым не удалось воспроизвести их с помощью крови и манекена. Подробности описаны в статье в Journal of Forensic Sciences.

Форму пятен на Туринской плащанице нельзя объяснить, даже предположив, что тело распятого, завернутое в плащаницу перемещали и меняли угол его наклона, пишут ученые. Они получились не оттого, что ткань укрыла раны снятого с креста человека, считают Боррини и Гарлашелли; их, скорее всего, нарисовали тогда же, когда на ткань нанесли изображение лица и тела — в середине XIV века.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.