Астрономы смогли увидеть два сильных источника радиации, находящихся друг от друга всего в 20 километрах, около звезды, располагающейся на расстоянии 6 500 световых лет от нас. По словам ученых, это эквивалентно наблюдению при помощи телескопа на Земле за блохой на поверхности Плутона.

Dr. Mark A. Garlick; Dunlap Institute for Astronomy & Astrophysics, University of Toronto

Ученые исследовали пульсар PSR B1957+20, находящийся от Земли примерно в 6 500 световых годах. Как отмечается в пресс-релизе на сайте EurekAlert, специалисты смогли увидеть пульсар с одним из самых высоких разрешений за всю историю астрономических наблюдений. Это стало возможным благодаря редкой геометрии и характеристикам наблюдаемой бинарной системы.

Речь идет о двойной системе, образованной коричневым карликом — холодной звездой небольшой массы, оставляющей за собой хвост из газа, схожий с таковым у кометы, а также пульсаром — быстро вращающейся нейтронной звездой, чье излучение приходит на Землю в виде периодических всплесков.

Как отмечают исследователи, газ, оставляемый коричневым карликом, послужил линзой для наблюдения за пульсаром. «Мы, в сущности, наблюдали за пульсаром через естественно возникшую линзу, которая периодически позволяла нам увидеть раздельно два региона», — отметил Роберт Мэйн (Robert Main), ведущий автор работы из Университета Торонто. Пульсар, вращающийся со скоростью свыше 600 оборотов в секунду, интенсивно излучал из двух областей на своей поверхности — эти регионы, находящиеся друг от друга в 20 километрах, и смогли разглядеть астрономы.

Диаметр коричневого карлика, как отмечается, примерно в три раза меньше диаметра Солнца. Он находится от пульсара примерно в двух миллионах километров — это приблизительно в пять раз больше расстояния от Луны до Земли; период обращения коричневого карлика вокруг пульсара составляет девять часов. При этом, по словам исследователей, карликовая звезда приливно заблокирована по отношению к пульсару (как Луна по отношению к Земле) — то есть, она «показывает» пульсару лишь одну свою сторону.

Как пишут специалисты, из-за сильнейшей радиации, исходящей от пульсара, одна сторона относительно холодного коричневого карлика нагревается до примерно 6 000 градусов Цельсия, приблизительно такой же температуры, как и на Солнце. Ученые полагают, что долго такая карликовая звезда не просуществует. В данном типе бинарных систем пульсары называют «черными вдовами», так как они своим излучением постепенно разрушают компаньона.

Помимо прочего, исследователи предполагают, что PSR B1957+20​ может помочь пролить свет на природу загадочных быстрых радиовсплесков (Fast Radio Bursts (FRB)). «Многие из свойств быстрых радиовсплесков могут быть объяснены с учетом их усиления с помощью плазменных линз — таким образом, можно предположить, что повторяющиеся FRB линзированы плазмой в их родительских галактиках», — говорят авторы работы.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.