В Солнечной системе обнаружен первый межзвездный астероид-«иммигрант»

Ученые выяснили, что астероид 2015 BZ509, движущийся коорбитально по отношению к Юпитеру и вращающийся вокруг Солнца, в отличие от большинства объектов, в ретроградном направлении (по часовой стрелке), вероятно, прибыл в нашу Солнечную систему из межзвездного пространства. На данный момент это первый известный объект, прибывший в нашу систему из межзвездного пространства и «поселившийся» в ней.
В Солнечной системе обнаружен первый межзвездный астероид-«иммигрант»
Scientias.nl / YouTube

В прошлом году был впервые обнаружен межзвездный объект Оумуамуа – астероид, прилетевший в нашу Солнечную систему из межзвездного пространства. Это событие, очевидно, позволяло предположить, что нечто похожее уже происходило в прошлом. Теперь же исследователи доказали, что это действительно так – и другой межзвездный объект «живет» в нашей системе уже давно. Правда, в отличие от Оумуамуа, он именно «поселился» в Солнечной системе: Оумуамуа же в скором времени покинет ее, двигаясь по незамкнутой гиперболической траектории.

Астероид 2015 BZ509 привлек внимание ученых еще в 2014 году, в момент первого обнаружения. Большинство объектов в Солнечной системе – включая все планеты – вращаются вокруг Солнца против часовой стрелки. Из тысяч астероидов, комет, планетезималей, планет, спутников – изо всех объектов в нашей системе – всего лишь 95, как известно, вращаются вокруг звезды по часовой стрелке, в ретроградном направлении.

В число этих редких объектов входит и 2015 BZ509 (некоторые астрономы называют его Bee-Zed). При этом Bee-Zed находится на орбите Юпитера и вращается вокруг Солнца с орбитальным резонансом 1:1, то есть с более или менее такой же скоростью, как газовый гигант, – просто в другом направлении. «Каким образом данный астероид начал двигаться таким образом, деля орбиту с Юпитером, до настоящего времени оставалось загадкой», – говорит Фати Намуни (Fathi Namouni), ведущий автор новой работы. По словам исследователя, если бы 2015 BZ509 «родился» в нашей системе, он должен был бы иметь такое же направление движения, как и другие объекты, сформировавшиеся из облака газа и пыли. При помощи компьютерных симуляций специалисты установили, что астероид двигался в данном направлении все 4,5 миллиарда лет, а значит, он не мог «родиться» из первоначального газопылевого облака, как Земля и все другие объекты Солнечной системы.

Астероид 2015 BZ509, как полагают ученые, может отличаться от других ретроградных объектов в Солнечной системе – поэтому последние не обязательно должны быть «иммигрантами» из других систем. Впрочем, открытие наводит на предположение, что в нашей системе есть и другие межзвездные объекты, о чем мы пока не знаем.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society​, кратко об открытии сообщает портал ScienceAlert.