В атмосфере Урана нашли сероводород

На этой неделе мы узнали, что средние слои атмосферы Урана состоят в основном из сероводорода — отвратительно пахнущего газа, знакомого землянам по запаху тухлых яиц.
В атмосфере Урана нашли сероводород

«Если какому-нибудь неудачливому человеку доведется спуститься сквозь облака Урана, его встретит очень неприятная, зловонная атмосфера», — шутит астрофизик из Оксфорда Патрик Ирвин (Patrick Irwin), ведущий автор работы, опубликованной на этой неделе в Nature Astronomy. Впрочем, человеку в атмосфере Урана придется столкнуться кое с чем похуже неприятного запаха — начать хотя бы с того, что там вообще невозможно дышать, а температура составляет около -200°C.

Верхние, видимые с Земли слои атмосферы Урана состоят в основном из очень летучих газов — водорода, гелия и метана. Метан поглощает излучение в красной части спектра, поэтому на фотографиях Уран выглядит голубовато-синим. О том, что находится ближе к центру планеты-гиганта, ученые до сих пор только догадывались. Уран дальше от Солнца, чем Юпитер и Сатурн, и наблюдать его с Земли сложнее, а межпланетные станции, подобные «Юноне», исследовавшей Юпитер, и «Джуно», облетевшей Сатурн и его луны. к Урану пока не летали. Все, что мы знаем об Уране, известно только из данных наземных и космических телескопов и зонда «Вояджер 2», 32 года назад пролетевшего мимо планеты.

Доказать преимущественно сероводородный состав облаков Урана Ирвину позволила новая методика использования инфракрасного спектрометра NIFS восьмиметрового телескопа обсерватории Джемини на Гавайях. Спектрометр позволил обнаружить в лучах солнечного света, отраженных газом верхних слоев атмосферы, сигнатуру сероводорода. Тяжелых газов, таких, как сероводород, в верхних слоях атмосферы Урана не может быть много — слишком велика гравитация планеты-гиганта, поэтому то, что спектр сероводорода вообще обнаружился, говорит о том, что под облаками гелия и метана зловонного газа должно быть много, поясняют авторы статьи.