Ученые разгадали загадку Дороги гигантов: как возникли многоугольные скалы

Геологи из Ливерпульского университета провели ряд опытов и выяснили, какие именно геологические процессы привели к формированию необычных, геометрически правильных скал в Ирландии и Калифорнии. Более того, они смогли воссоздать это чудо природы!
Ученые разгадали загадку Дороги гигантов: как возникли многоугольные скалы

Необычные скальные образования, известные как «Столбы дьявола» в Калифорнии и «Тропа гигантов» в Северной Ирландии, привлекали любопытных туристов на протяжении целых поколений. Теперь ученые впервые смогли воссоздать процесс, который привел к формированию столь необычных, геометрически правильных скал.

Тропа гигантов состоит из примерно 40 000 связанных друг с другом базальтовых колонн, которые внешне напоминают проложенную исполинами тропинку — отсюда и название. Согласно ирландской мифологии, раньше это была часть моста между Ирландией и Шотландией, который великаны использовали для своих военных кампаний. В случае со Столбами дьявола мифология молчит — но люди издавна относились к этому месту с опаской и предполагали, что оно под властью сверхъестественных сил. Подобные базальтовые колонны были обнаружены не только в этих двух точках, но и по всему миру — от Гильберт Хилл в Мумбаи до водопада Свартифос в Исландии.

Чтобы выяснить, как возникли такие необычные образования, команда исследователей из Ливерпульского университета построила аппарат, предназначенный для воссоздания оригинальных геологических процессов. Они взяли образцы базальта из Ирландии и закрепили колонну зажимами на каждом конце. После этого камень был разогрет до 1000оС — при такой температуре базальт снова превращается в расплавленную лаву.

После размягчения, магматическая масса была помещена под пресс. После этого осталось лишь охладить камень, и ученые смогли отследить момент, после которого из лавы образуется знакомый геометрический паттерн. Как оказалось, магма превращается в скалу уже при 980оС, а при охлаждении до 90-140оС скала начинает разрушаться.

Понимание того, как именно температура влияет на образование базальтовых пород, поможет не только выяснить, как природа смогла создать скалы причудливой формы, но также подскажет вулканологам интересные детали о том, как на самом деле устроены вулканы.

«Зная переломную точку, после которой охлаждение магмы качественно влияет на ее структуру, позволит нам создать контролируемые геотермальные скважины и в будущем использовать их для добычи геотермальной энергии», заверил доктор Джеки Кендрик, один из исследователей.