«Магнитный компас» нашли в глазах птиц

Ученые определили белок в сетчатке глаз некоторых птиц, который, возможно, позволяет этим животным ориентироваться по магнитному полю Земли.
«Магнитный компас» нашли в глазах птиц

Птицы способны чувствовать магнитное поле Земли, и эта способность позволяет им возвращаться домой из незнакомых мест или ориентироваться при миграции на расстояние в десятки тысяч километров.

В течение долгого времени ученые считали, что в качестве микроскопического компаса для птиц служат богатые железом клетки в клюве. Однако в последние годы специалисты обнаруживают все больше свидетельств в пользу того, что такую роль исполняют определенные белки в глазах птиц, позволяя этим животным «видеть» магнитные поля.

Теперь же исследователи смогли определить возможный белок, благодаря которому у птиц имеется данное «шестое чувство». Об открытии сообщается в двух новых исследованиях: одно – посвященное изучению зебровых амадин (Taeniopygia guttata) – было опубликовано в журнале Journal of the Royal Society Interface ​28 марта; другое – изучавшее зарянок (Erithacus rubecula) – было опубликовано в журнале Current Biology 22 января. О результатах данных двух работ кратко сообщает портал ScienceNews.

В обоих исследованиях изучался Cry4 – светочувствительный белок, присутствующий в сетчатке глаз как у зебровых амадин, так и у зарянок. Он относится к классу криптохромов, которые, как известно, участвуют в циркадных ритмах. Однако как минимум некоторые из данных белков, как предполагается, способны также реагировать на магнитное поле Земли – вероятно, благодаря неким взаимодействиям на квантовом уровне.

Чтобы определить, какие из криптохромов задействованы в магниторецепции у птиц, специалисты изучили сетчатки, мышцы и мозги 39 зебровых амадин на наличие белков Cry1, Cry2 и Cry4. Ученые обнаружили, что концентрации Cry1 и Cry2 поднимались и падали в течение дня, при этом концентрация Cry4 оставалась неизменной. Ученые полагают, что птицы используют свой «магнитный компас» в любое время дня и ночи, поэтому результаты могут указывать на то, что именно белок Cry4 является ответственным за магниторецепцию у данных животных.

Авторы работы, однако, подчеркивают, что для подтверждения данного вывода требуется провести другие исследования – найти птиц, в сетчатке глаз которых отсутствует Cry4, и посмотреть, работает ли у них «магнитный компас».