Гриб, который отказался от секса: обратная эволюция

Ученые выяснили, что одна разновидность грибка, паразитирующего на коже человека, в процессе эволюции отказалась от полового размножения в пользу самокопирования — все ради того, чтобы выжить.
Гриб, который отказался от секса: обратная эволюция

Для подавляющего большинства живых существ размножение — хлопотный и рутинный процесс, который не приносит им особого удовольствия. Особенно показателен пример насекомых, многие виды которых во время спаривания протыкают тело партнера или вовсе откусывают ему конечности. Неудивительно, что по крайней мере один вид грибов решил полностью отказаться от спаривания. Об этом рассказывает исследование, опубликованное на портале Genetics. Оказалось, что подобное стало возможным благодаря... грязным ногам человека.

Исследователи провели глобальное исследование Trichophyton rubrum, наиболее распространенного источника грибковых инфекций кожи у людей. Они собрали более 100 образцов гриба у людей в семи странах, в том числе в США, Германии и Вьетнаме, и проанализировали их генетическую структуру. Все образцы, кроме одного, придерживались традиционной для грибковой инфекции стратегии спаривания, однако один отказывался скрещиваться с Т. rubrum. Дальнейший анализ показал, что грибы на 99,97% совпадают — это были представители одного вида.

По словам исследователей, это указывает на то, что «Т. rubrum крайне редко размножается половым путем, а может и вовсе воспроизводится исключительно бесполым». На первый взгляд, ничего экзотического в этом нет: для многих грибов характерно как бесполое, так и половое размножение. Однако данный гриб отличается от собратьев тем, что он потерял (а не приобрел) способность к половому размножению в результате эволюции. Ученые полагают, что после того, как гриб избрал человека своим единственным хозяином, он оказался в изоляции и поиск половых партнеров стал для него непозволительной роскошью.

Вероятно, изменения произошли не так давно, потому что у родственных видов все еще сохраняются гены полового размножения. Другие исследования показали, что, хоть и крайне редко, Т. rubrum все-таки может образовывать споры, когда у него появляется такая возможность. Подобные метаморфозы удивительны, но не противоестественны: сексуальность, со всеми ее генетическими преимуществами, имеет один серьезный недостаток — необходимость поиска партнеров. Видам, у которых существует разделение полов, намного сложнее адаптироваться к изменениям окружающей среды. Как показывает практика, механизм защиты бесполых куда эффективнее, чем у раздельнополых: яркий пример — рост числа бактерий, устойчивых к известным антибиотикам. Т. rubrum лишь подтверждает гипотезу: оказалось, что он куда лучше сопротивляется противогрибковым препаратам, чем его сородичи.