Новую систему регулирования веса нашли в костях

Кости конечностей чувствуют увеличение массы тела и неизвестным пока способом дают организму сигнал о том, что нужно есть меньше, выяснили ученые.
Теги:
Новую систему регулирования веса нашли в костях

До сих пор была известна только одна система контроля массы тела — лептиновая. Жировые клетки начинают вырабатывать гормон лептин, когда жировой ткани в организме достаточно; лептин подавляет активность области мозга, отвечающей за чувство голода, и человек теряет аппетит и ест меньше. Однако у людей с лишним весом не всегда есть проблемы с лептиновой системой, поэтому ученые давно предполагали, что должны существовать другие механизмы регулирования массы тела.

Авторы работы, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, поставили эксперимент, в котором крысам под кожу вшили грузики; с ними животные весили на 15% больше собственного веса. Контрольной группе грузики не вшивали.

«Утяжеленные» мыши сразу потеряли аппетит, начали меньше есть и худеть и в результате потеряли столько, сколько весили вшитые под кожу грузики. Лептина в крови у них было меньше, чем у мышей из контрольной группы, и ученые пришли к выводу, что лептиновая система не имела отношения к потере веса у этих мышей. А когда ученые убрали грузики, мыши вернулись к своему первоначальному весу.

Согласно предположению авторов исследования, за массой тела должны «следить» клетки нижних конечностей, а именно — клетки костной ткани, остеоциты. Эксперимент с ГМ-мышами с дефицитом остеоцитов в костях не дал потери веса при искусственном утяжелении животного. Так ученые подтвердили, что остеоциты участвуют в системе регулирования массы тела, независимой от лептина.

Новые данные также позволили объяснить, почему малоподвижный образ жизни приводит к набору веса даже у людей, которые регулярно занимаются спортом. У тех, кто проводит много времени сидя или лежа, количество остеоцитов уменьшается, и система дает сбои, и человек неконтролируемо набирает вес. Механизм работы остеоцитовой системы контроля за массой тела пока неясен; в дальнейшем ученые намерены установить и описать его.