Астрономы обнаружили самый древний квазар

Огромный диск газа, яркий, как миллиарды Солнц, сформировался 13,1 миллиардов лет назад. В центре него, скорее всего, находится сверхмассивная черная дыра, но как она успела стать сверхмассивной — большой вопрос.
Астрономы обнаружили самый древний квазар

Международная группа астрофизиков под руководством Эдуарда Баньядоса (Eduardo Bañados) из Института Карнеги в Пасадене, штат Калифорния, определила расстояние до квазара (активного ядра галактики) J1342+0928. Оно оказалось равно 13,1 млрд световых лет, что делает J1342+0928 самым далеким и самым старым известным квазаром; он существовал уже через 690 миллионов лет после Большого взрыва. «Если бы Вселенная была 50-летним человеком, то излучение, которое дошло до нас от J1342+0928, можно было бы уподобить фотографии этого человека, сделанной, когда ему было всего два с половиной года», — поясняет Баньядос.

Этот период истории Вселенной называется эпохой реионизации (500-800 миллионов лет после возникновения материи). В это время зажглись первые звезды; их излучение оторвало электроны от ядер атомов водорода в межзвездном пространстве, сообщив последним заряд; к концу эпохи реионизации большая часть межзвездного вещества превратилась из нейтральных атомов в ионы. Температура газового облака вокруг J1342+0928 указывает на то, что часть вещества в нем все еще нейтральна.

Сегодня ученые склоняются к мысли о том, что квазары представляют собой аккреционные диски сверхмассивных черных дыр (но это еще неточно). Квазары — самые яркие объекты во Вселенной, их светимость порой превышает суммарную светимость всех звезд их родных галактик; J1342+0928 излучает, как 400 миллиардов Солнц. Масса их тоже огромна: у J1342+0928 она, например, составляет 800 миллионов солнечных масс.

При этом J1342+0928 только немногим меньше квазара, который считался самым старым до него; тот весил как два миллиарда Солнц, а возраст его составлял 12,9 миллиарда лет; он сформировался максимум спустя 770 миллионов лет после Большого взрыва.

По современным представлениям, на момент формирования черная дыра весит не больше коллапсировавшей звезды; ее масса может составлять сотни солнечных масс, но не миллионы; дополнительную массу черные дыры набирают, притягивая окружающее вещество. На это уходят сотни миллионов лет, поэтому ученые пока не могут объяснить огромную массу квазаров эпохи реионизации.

Nik Urban
Nik Urban 10 Декабря 2017, 19:32
Большой Взрыв - желание человека объяснить необъяснимое сегодня и только. Слишком много несоответствий и допущений. Ждем..., появится!
Su per