Ученые выяснили, почему запах крови нравится хищникам и не нравится людям

Группа шведских ученых доказала, что всего одно вещество, входящее в состав продуктов распада крови, привлекает хищников и вызывает отвращение у их жертв.
Ученые выяснили, почему запах крови нравится хищникам и не нравится людям

В 2014 году в Швеции выделили из крови млекопитающих один из ее пахучих компонентов — молекулу E2D, или транс-4,5-эпокси-(E)-2-деценаль. Оказалось, что запах этого вещества привлекает хищных животных (экспериментировали на диких собаках и уссурийских тиграх). А в этом году та же команда биологов и психологов изучила действие E2D на травоядных животных, насекомых и людей.

Молекулы E2D образуются при разложении крови на воздухе. Наряду с несколькими десятками других веществ, делает запах крови узнаваемым. Однако, как выяснили шведские биологи и психологи, в отличие от остальных одорантов, входящих в состав крови, E2D сама по себе провоцирует характерное поведение в зависимости от места, которое животное занимает в системе трофических отношений.

Волки и даже комары улавливают в воздухе даже небольшие количества E2D и следуют в направлении усиления запаха. И наоборот: травоядные животные, от грызунов до людей, стараются избегать мест, где в воздухе есть E2D. Несмотря на то, что человеческий нос — не самый чувствительный детектор, люди в экспериментах шведских биологов реагировали даже на концентрации E2D на три-четыре порядка ниже тех, которые обычно нужны нам, чтобы что-нибудь унюхать.