Птица эволюционировала, чтобы... питаться из кормушки

Большая синица — это широко распространённая птица из семейства синицевых; в частности, её можно встретить в Великобритании и Нидерландах. У неё — чёрные голова и шея, оливковый верх и жёлтый низ, а также белые щёки. При этом, как отмечают учёные, у британских особей (по сравнению с особями, живущими в Нидерландах) – чуть более длинный клюв; это может быть связано с тем, что в Великобритании очень популярны... птичьи кормушки.
Птица эволюционировала, чтобы... питаться из кормушки

В исследовании, опубликованном в журнале Science, британские и нидерландские учёные сообщают, что большая синица, живущая в Великобритании, «получила» бóльший клюв за считанные десятилетия эволюции. Чем больше клюв, тем легче птице достать пищу из кормушек, столь популярных в Великобритании, и тем более здоровым, как показано в исследовании, становится потомство: так, синицы с бóльшим клювом производят больше птенцов, оперяющихся в будущем. Кратко о результатах исследования рассказывает издание The Washington Post.

Вначале исследователи изучали не размер клюва, а генетические особенности большой синицы. Данный вид проживает, как говорилось выше, в том числе в Великобритании и Нидерландах, и специалисты решили посмотреть, есть ли между особями, живущими в разных странах, какие-либо различия на уровне ДНК. В итоге, изучив геномы около 3 000 птиц, учёные обнаружили некоторые различающиеся последовательности и пришли к мнению, что соответствующие гены отвечают за длину клюва.

Тогда специалисты обратились к измерениям, произведённым в 1970-х годах, и установили, что с тех пор у большой синицы в Великобритании клюв увеличился примерно на 0,2 миллиметра. По словам исследователей, это небольшое, но примечательное различие. Учёные также отмечают, что птицы с более длинным клювом успешно выращивали в среднем на одного птенца больше каждые 5 лет. Следовательно, можно предположить, что чем больше у птицы клюв, тем больше у неё шансов добыть пищу и прокормить потомство.

Кроме того, учёные обнаружили, что птицы с генами, ассоциирующимися с более длинным клювом, больше времени проводят у кормушек (на исследуемых птицах были установлены специальные датчики, которые оповещали специалистов каждый раз, когда животные «посещали» кормушки).

Итак, можно ли утверждать, что кормушки – причина появления у британских синиц более крупного клюва? Авторы работы подчёркивают, что это всё ещё гипотеза. Возможно, есть какие-то другие различия в среде обитания – в Великобритании и Нидерландах, – которые пока не были учтены.

(В одном из предыдущих исследований то же (увеличение размера клюва, связанное с кормушками) предполагалось и в отношении черноголовок, которые зимуют в Великобритании.)

По статистике, в более чем половине британских садов находится птичья кормушка; кроме того, по некоторым подсчётам, в Великобритании ежегодно тратится в среднем в два раза больше денежных средств на птичий корм, в сравнении со странами континентальной Европы.

Авторы работы отмечают, что люди могут по-разному влиять на эволюцию животных – многие из этих способов нам до сих пор не известны. Это является интересной областью для дальнейшего изучения, считают специалисты.