Муравьиные матки закапывают мёртвых, чтобы избежать заражения

Новое исследование показало, что муравьиные матки, или королевы, закапывают мёртвых королев (что обычно делают рабочие муравьи), чтобы не заразиться во время основания новой колонии.
Муравьиные матки закапывают мёртвых, чтобы избежать заражения

По словам одного из авторов работы Кристофера Пулла (Cristopher Pull), учёных удивила эта, ранее неизвестная функция муравьиных маток. Если раньше считалось, что королевы больше сфокусированы на продуцировании яиц и не предпринимают сопряжённых с риском активностей, теперь специалисты увидели, что это не так. Матки могут основывать колонии вместе с заражёнными королевами и затем – после смерти последних – закапывать труп. Учёные обнаружили, что такие матки заражаются с меньшей вероятностью и потому повышают свои шансы на выживание. Об исследовании кратко рассказывается в пресс-релизе на EurekAlert.

Исследователи из Австрийского института наук и технологий (Institute of Science and Technology Austria) изучили поведение королев чёрных садовых муравьёв (18% которых участвуют в создании новых колоний, обычно – в парах) и обнаружили, что если две матки делят закрытое гнездо с одной камерой и одна из них умирает, в 74% случаев выжившая матка расчленит погибшую, а в 67% случаев – закопает остатки. Когда же матки делят открытое гнездо с более чем одной камерой, 78% маток вынесут мёртвую королеву из гнезда, в то время как оставшиеся 22%, как и в предыдущих случаях, расчленят и закопают труп.

Исследователи обнаружили, что, закапывая погибшую матку, королева примерно в 7 раз повышает свои шансы на выживание, в то время как, вынося труп из гнезда, матка контактирует с ним и может заразиться.

Далее, специалисты решили посмотреть, какое влияние оказывает наличие или отсутствие патогена. Для этого было проведено два эксперимента.

В ходе первого здоровые матки могли выбирать, как гнездиться: поодиночке, вместе с другой королевой с грибковым патогеном (он внедрялся вместе со специальной жидкостью в торакс, или грудь, муравья) или с королевой, в которую вместо реального патогена был внедрён поддельный (точнее, в жидкости не было грибных спор). Учёные обнаружили, что в среднем 65% королев выбирали основывать гнездо вместе с другой, а наличие патогена никак на выбор не влияло.

Во втором эксперименте, когда матка с реальным патогеном уже умерла, исследователи умертвляли и другую (с фальшивым патогеном) и смотрели, как будет себя вести выжившая матка. Оказалось, что в данном случае нет никаких отличий: королева ведёт себя точно так же – расчленяет и закапывает труп.

Как отмечает Кристофер Пулл (Cristopher Pull), результаты исследования помогают понять, что поведение муравьиных маток куда сложнее, чем полагалось ранее.