На 66 000 световых лет вглубь: астрономы увидели противоположный край галактики

Ученым впервые удалось заглянуть в нашу галактику на 66 000 световых лет и получить первое изображение дальней стороны рукава Млечного Пути.
На 66 000 световых лет вглубь: астрономы увидели противоположный край галактики

Астрономам впервые удалось максимально подробно рассмотреть другую сторону нашей галактики — Млечного Пути. В новом исследовании, опубликованном сегодня в Science, команда, возглавляемая Институтом Макса Планка, использовала новейшее оборудование для наблюдения за космической пылью и вывела уникальную картину рукава спирали галактики. С его помощью, по словам ведущего автора статьи, астрофизика Альберто Санна, ученые на практике доказали, что технологии уже позволяют наблюдать всю протяженность Млечного Пути, что является огромным достижением современной науки.

Как известно, пространство между звездами заполнено пылью. Она может быть очень мелкой, но в совокупности формирует плотную завесу, которая и скрывает от нас противоположную сторону галактики. В результате, нам порой легче обнаружить звезды в соседних галактиках, чем разглядеть некоторые в собственной. Млечный Путь представляет собой структуру из двух так называемых «рукавов», переплетенных друг с другом. Земля расположен в рукаве под названием Скутум-Центавр, части которого скрывают друг от друга скопления звездной пыли. Мы знаем о том, как выглядит наша галактика, основываясь на сравнении с другими и на косвенных расчетах. На самом же деле, до этого момента астрономы не могли «просветить» ее насквозь.

Команде же удалось сделать ряд интересных измерений, основанных на параллаксе — в данном случае речь идет о расстоянии Земли относительно других космических объектов. Предыдущий рекорд измерения составлял дистанцию в 36 000 световых лет, но теперь она увеличилась до 66 000, дотянувшись до «звездообразующей области на противоположной от Солнца стороне Млечного пути», минуя центр галактики. Впечатляет, не правда ли?

Справедливости ради, стоит отметить, что результаты пока что мягко говоря «нечеткие». До сих пор, впрочем, сквозь пыль и вовсе нельзя было рассмотреть хоть что-нибудь, и астрономы пошли на хитрость. В качестве маркеров они использовали скопления горячего газа (размеры которых достигали небольшой солнечной системы), поскольку они легко «настраиваются» под микроволновые частоты. Ученые отмечают, что основная проблема оптического света заключается в том, что он сильно поглощается межзвездной пылью, которая распределена по плоскости галактики, так что радионаблюдения являются нашим самым мощным «окном» в ее отдаленные области.

В будущем Санна надеется разглядеть уже отдельные звезды и планеты, а пока нам остается довольствоваться колоссальными облаками раскаленных газов — что, признаем, тоже весьма неплохо.