Что защищает нас от галлюцинаций

Согласно новому исследованию мы не испытываем галлюцинации потому, что наш мозг постоянно сверяется с действительностью, он сомневается в своих ожиданиях и убеждениях.
Что защищает нас от галлюцинаций

Галлюцинации же возникают, когда эта перманентная активность, этот «факт-чекинг» нарушается. По словам авторов научной работы из Йельского университета, данное открытие позволит разработать более эффективные средства против шизофрении и других психических нарушений.

Мы не всегда воспринимаем мир так же, как видим и слышим: зачастую мы настолько доверяем своим ожиданиям (например, тому, что телефон должен зазвонить), что мозг – в отсутствие стимулов – сам их продуцирует (так, мы вдруг «слышим» звонок, хотя телефон выключен). Получается, галлюцинации могут быть результатом слишком большой увлеченности ожиданиями – вместо обращения к сенсорной действительности.

Чтобы проверить последнее положение, психиатры Йельского университета решили воспроизвести эксперимент 1890-х годов для четырех разных групп – здоровых людей, пациентов с психозом (но не слышащих голоса), больных шизофренией (слышащих голоса) и людей, слышащих голоса, но не находящих их чем-то тревожащим.

Ученые обучили каждого из участников эксперимента ассоциировать изображение шахматной доски со звуком (частотой 1 килогерц и длящегося всего секунду). Исследователи изменяли интенсивность звука, а иногда и полностью его выключали: испытуемые же должны были нажать на кнопку, если его услышали; при этом экспериментаторы то увеличивали, то понижали давление на участников, чтобы узнать степень их уверенности. При помощи МРТ ученые запечатлевали активность мозга испытуемых во время принятия решений.

По предположению научных сотрудников Йельского университета, люди, обычно слышащие голоса, будут и более склонны к слуховым галлюцинациям. Гипотеза подтвердилась: здоровые люди, слышащие голоса (по их свидетельству), и шизофреники слышали отсутствующий звук примерно в пять раз чаще двух других групп испытуемых. При этом они были и на 28% более уверены в том, что они действительно слышат несуществующий стимул.

Мозжечок (выделен красным)

Нейровизуализация показала, что у тех же двух групп наблюдалась и аномальная мозговая активность в нескольких мозговых областях, ответственных за отслеживание наших внутренних репрезентаций реальности. Чем более тяжёлыми были галлюцинации у человека, тем меньше активности замечалось в мозжечке. Данный мозговой отдел играет важнейшую роль в планировании и координации будущих движений; при этом процессе необходимо постоянное обновление перцептивного образа окружающего мира.

Исследование подтверждает, что наши идеи и убеждения о мире могут легко «победить» информацию, получаемую органами чувств. По словам ученых, обнаружение областей мозга, связанных с галлюцинациями, может помочь в совершенствовании таких видов терапии, как, например, транскраниальная магнитная стимуляция. Ещё более вероятно, по мнению исследователей, применение результатов подобных научных работ в диагностике заболеваний: так, возможно, врачам станет проще определять людей, предрасположенных к шизофрении, и искать средства для своевременного лечения.