Ученые исследовали прекрасно сохранившиеся останки бронированного гиганта Borealopelta markmitchelli и выяснили, что помимо брони «живой танк» также обладал камуфляжным окрасом, позволявшим ему прятаться от хищников.
Василий Макаров
Зачем бронированному динозавру маскирующий окрас: новое исследование

Удивительный экземпляр Borealopelta markmitchelli, возраст которого составляет 110 миллионов лет, был обнаружен в 2011 году на нефтяной песчаной шахте вблизи Форт-Мак-Мюррей в Альберте, Канада. Окаменелость представляет собой одного из немногих динозавров, сохранившихся в почти полном объеме, а не в форме разрозненных костей: в ее состав входит полный скелет головы и шеи, правая передняя конечность, частичный торс и левая передняя конечность.

«Обычно, когда мы находим динозавра, то чаще всего это просто куски скелета и изредка следы мягких тканей. В этом же случае на передней половине тела сохранилась вся кожа, что позволяет по‑новому взглянуть на существо Мелового периода», говорит Калеб Браун из Королевского палеонтологического музея Тирелла в Драмхеллере, Канада.

B. markmitchelli, по оценкам Браун, весил 1300 килограммов и составлял 5,5 метров в длину. Он относится к группе динозавров, называемых анкилозаврами, которые были покрыты толстой чешуей. Но команда Брауна полагает, что этот особый анкилозаврид также имел форму камуфляжа, называемого контр-затенением, что предполагает, что, несмотря на внушительный размер, он должен был скрываться от хищников.

Контр-тень или противотень — одна из самых распространенных форм естественной маскировки. Это означает, что сверху тело животного более светлое, а снизу — более темное. Этот простой прием позволяет жертве укрываться от зорких глаз хищников: когда свет падает на них сверху, в то время как нижняя часть тела остается в тени, животное неплохо сливается с окружающей средой.

Маскировка в дикой природе — не редкость, однако Браун отмечает, что крупнейшие травоядные, такие как слоны и носороги, обходятся без нее. Самое большое травоядное, у которого на сегодняшний день есть маскировка — это жираф. Единственный из динозавров, который, как известно ученым, обладал камуфляжным окрасом — это Psittacosaurus размером с собаку.

Браун считает, что сегодняшние хищники куда больше ориентируются на запах жертвы, чем хищники далекого прошлого, а потому визуальная маскировка постепенно «выходит из употребления» у крупных животных. Он и его команда уверены, что основным противником B. markmitchelli был Acrocanthosaurus — динозавр типа Tyrannosaurus rex, примерно 11,5 метров в длину, с небольшим парусом вдоль его спины.

Как бы то ни было, не все ученые солидарны с Брауном. Виктория Арбор из Университета Торонто, Канада, который также работает в Королевском музее Тирелла, говорит, что необходимо более тщательно изучить фрагменты чешуи. Пятна, которые ученые сейчас принимают за покровительственный окрас, на самом деле могут оказаться следами бактериальной деятельности.