Алмаз в 2D: ученые получили двухмерную алмазную пленку из графена

Команда бразильских ученых сжала два графеновых листа под огромным давлением, получив в результате совершенно плоскую пленку из настоящего алмаза.
Алмаз в 2D: ученые получили двухмерную алмазную пленку из графена

Алмазы переходят в двухмерную плоскость. Как и графен, алмазы состоят из атомов углерода; но если первый имеет трубчатую структуру, то новое изобретение, диамондин – это совершенно плоская алмазная пленка.

Когда пара графеновых листов сжимается под давлением, которое в десятки тысяч раз превышает давление атмосферы Земли, по всей видимости изменяется кристаллическая структура вещества – так графен превращается в алмаз. Это открытие принадлежит физику Луису Густаво Кансадо (Luiz Gustavo Cançado) из Университета Федерал-де-Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, Бразилия, а также его коллегам. О результатах своего исследования они рассказывают на страницах портала Nature Communications.

Известно, что алмаз обладает огромной твердостью, и использование такого материала для манипуляций в сфере нанотехнологий обещает ученым еще множество полезных открытий и изобретений. Диамондит также обладает магнитными свойствами, а потому может быть использован в спинтронике – методе, использующем спины электронов для хранения данных.

Ученые изучают кристаллическую структуру нового материала с помощью метода спектроскопии комбинационного рассеяния света, основанного на эффекте Рамана – неупругом рассеянии оптического излучения на молекулах вещества, сопровождающимся изменением частоты излучения. Наблюдая за тем, как с изменением давления изменяется и форма атомной решетки, ученые смогли получить косвенные доказательства того, что формирование алмаза завершилось успехом. Следующий шаг – облучить материал рентгеном и таким образом получить доказательство его алмазной структуры.