Согласно новому исследованию планет-сирот в нашей галактике существенно меньше, чем предполагалось ранее.
Василий Полеско
Планет-сирот очень мало: новое астрономическое исследование

Планета-сирота — это космический объект, сходный по массе с планетой, но не имеющий гравитационной привязанности ни к одной звезде или планете. Согласно исследователям такие объекты могут формироваться двумя путями: либо их выбрасывает из «родной» планетарной системы, либо они возникают, когда коллапсирует шар из газа и пыли.

По оценке их количества, опубликованной в 2011 году, считалось, что таких планет вдвое больше, чем звезд главной последовательности. Около 90% звезд в нашей Вселенной — именно такие, так что, если бы предыдущая гипотеза подтвердилась, количество планет-сирот оказалось бы очень большим.

Новое исследование, проведенное учеными астрономической обсерватории при Варшавском университете, было опубликовано 24 июля. Для определения планет-сирот они использовали технологию гравитационного микролинзирования: когда объект с планетарной массой проходит перед отдаленной фоновой звездой, гравитация планеты ведет себя как гравитационная магнитная линза. Она отклоняет лучи света, указывая на существование планеты.

Ученые проанализировали 2 617 событий микролинзирования, произошедших между 2010 и 2015 годами. Согласно отчету количество планет-сирот не превышает ¼ числа звезд главной последовательности.

Дэвид Беннетт, соавтор исследования 2011 года, согласен, что прошлая гипотеза оказалась неверной. Однако он также отметил, что в предыдущее число планет-сирот, возможно, по ошибке вошли коричневые карлики. Беннетт с коллегами из Центра космических полетов имени Годдарда сейчас работает над новым исследованием таких небесных тел, чтобы сравнить свои результаты с результатами варшавских ученых.

Астроном Майкл Лиу (Michael Liu) считает, что последние данные подпадают и под современную теорию, так как большинство одиночных планет должны весить не более Земли. Космические объекты такой массы легче покидают галактику, чем гиганты, подобные Юпитеру.