Создана 3D-модель того, что осталось после взрыва сверхновой

Астрофизики создали 3D-карту облака газа и пыли, образовавшегося в результате взрыва сверхновой SN 1987A.
Создана 3D-модель того, что осталось после взрыва сверхновой

Земные телескопы зарегистрировали сверхновую SN 1987A в 1987 году. Ночное небо редко так радует наблюдателя: SN 1987A стала первой за 400 сверхновой, которую можно было увидеть невооружённым глазом. Астрономы оценили вспышку в 100 миллионов Солнц; если бы Землю и взорвавшуюся звезду не разделяло 168 тысяч световых лет, нам бы не поздоровилось.

Спустя 30 лет после того, как свет взрыва дошёл до землян, учёные создали 3D-карту того, что осталось после взрыва — облаков газа и пыли, состоящих из вещества, порождённого коллапсом звезды. С помощью телескопа Atacama Large Millimeter Array SN 1987A, расположенного в чилийской пустыне, учёные картировали область взрыва и проанализировали состав вещества в ней; некоторые молекулы, обнаруженные тем, удивили астрономов.

Сверхновыми взрывются очень массивные звёзды; нашему скромному Солнцу уготована другая судьба, а вот гиганты вроде Бетельгейзе или Мю Цефея рано или поздно коллапсируют и высвободят колоссальное количество энергии и материи. Взрывы сверхновых — единственный во вселенной источник тяжёлых элементов периодической системы; из этого вещества рождаются новые звёзды и планеты вокруг них.

Чтобы картировать облака материи вокруг места, когда-то ставшего эпицентром взрыва SN 1987A, учёные наблюдали этот район в миллиметровом диапазоне — между радио- и инфракрасной частью спектра. Наблюдения показали, что облака звёздной пыли вокруг сверхновой состоят в основном из моноксидов кремния (SiO) и углерода (CO). Кроме того, телескоп зарегистрировал спектры моноксида серы (SO) и формил-иона (HCO+), которые раньше на местах взрывов сверхновых не обнаруживались. Раз обнаружились эти молекулы и ионы, то в самом центре взрыва можно будет найти ещё и не такое, решили учёные.

Результаты исследования опубликованы в журналах The Astrophysical Journal Letters и Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а 3D-модель, созданная учёными, выглядит вот так: