Особенности анатомии мозга пчел помогут создать камеры нового поколения

Ученые выяснили, что все это время наука ошибалась касательного того, как именно пчелы воспринимают цвета. Новое открытие поможет разработать камеры, намного лучше улавливающие естественное освещение.
Особенности анатомии мозга пчел помогут создать камеры нового поколения

Группа ученых опубликовала результаты своего исследования того, как пчелы воспринимают цвет, в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Результаты их работы ставят под сомнения предыдущие предположения об устройстве восприятия пчел. Важно еще и то, что новое исследование может помочь разработать камеры, лучше работающие в условиях естественного освещения.

Ученые и раньше сомневались в том, что медоносная пчела может распознать цветки того же цвета, что она посетила ранее, с учетом того, что освещение постоянно изменяется. Специалисты сошлись на том, что пчелы, как и люди, обладают способностью к хроматической адаптации. В этом случае, даже если красный объект освещен зеленым светом, мозг все равно воспринимает его как красный. Математическое обоснование этому явлению дает теорема преобразования фон Криса, и именно благодаря ей современные камеры способны поддерживать постоянные цвета. Если камера плохая, то цвета выглядят неестественно, но аппарат с высокоточными датчиками и правильными настройками баланса белого дадут изображение, которое намного ближе к воспринимаемому нашими глазами.

У пчел есть два основных составных глаза, которые следят непосредственно за цветками, которые представляют для насекомого интерес. Помимо этого, на голове пчелы есть еще три глазка, смотрящих в небо. Каждый из них обладает парой цветовых рецептора, улавливающих свет. Ведущий автор исследования, доктор Джаир Гарсия объясняет:

«Физика предполагает, что чувствительность глазков к цвету светового излучения может оспаривать в мозгу данные о естественном освещении, которое в противном случае путало бы восприятие цвета. Однако для того, чтобы это утверждение было верным, информация из верхних глазков должна быть интегрирована с цветами, видимыми и сложными глазами. В результате анализа мы выяснили, что нейронная проекция от глазков направлена прямо в область мозга пчелы, отвечающую за обработку цвета. Ученые предположили, что параллельные визуальные пути (от сложных глаз и от глазков) совмещаются в центре обработки визуальных сигналов головного мозга насекомого. Когда математические гипотезы сравнили с реальными наблюдениями, выяснилось, что эта теория была верна».

Адриан Дайер, один из координаторов исследования, уверен, что новое открытие может быть реализовано в системах визуализации, позволяя обеспечить им более точную интерпретацию цвета. Ученые надеются на интеграцию вычислительных моделей в камеры, которые смогут использовать в том числе дроны и роботы.