Палеонтологи обнаружили в Альпах скелет древней рептилии

На раскопках в Швейцарии ученые обнаружили отлично сохранившийся скелет рептилии Eusaurosphargis dalsassoi, который наконец позволил выяснить подлинный облик существа.
Палеонтологи обнаружили в Альпах скелет древней рептилии

За 241 миллион лет может произойти многое. Динозавры могут стать господствующим видом и исчезнуть с лица Земли, да и сам рельеф планеты может измениться до неузнаваемости. Возьмем, к примеру, Швейцарию: за прошедшее время она превратилась из усеянного пляжами побережья в горную гряду, ставшую настоящим раем для лыжников и сноубордистов.

Когда Альпы поднялись к небесам, вместе с собой они прихватили изрядную долю песка и прочего морского мусора, включая ракушки и прочие окаменелости. Подобные находки весьма ценны для палеонтологов, поскольку позволяют тем понять, на что была похоже жизнь задолго до появления человека.

Не все ископаемые одинаково хорошо дошли до наших дней спустя сотни миллионов лет. 14 лет назад в Италии и Нидерландах были обнаружены отдельные скелеты странной рептилии, которые ученые классифицировали как останки представителей особого вида, Eusaurosphargis dalsassoi. К сожалению, из-за плохо сохранившихся костей у ученых не получилось воссоздать точный облик существа.

Фрагменты черепа ископаемой рептилии

Но теперь им улыбнулась удача. Во время раскопок на высоте 2700 метров в Дунканфурге, Швейцария, исследователи обнаружили прекрасно сохранившуюся окаменелость Eusaurosphargis dalsassoi, смешанную с останками рыб и морских рептилий. Останки 15-летней давности в свое время были классифицированы как фрагменты рыбы. Но после того, как новое ископаемое подвергли тщательному осмотру и извлекли из каменного «футляра», палеонтологи быстро поняли, что это вовсе не рыба.

Новая находка описана в исследовании, опубликованном в Scientific Reports. Оказывается, это молодая особ древней рептилии порядка 20 см в длину. Ее покрытая чешуей кожа позволяет предположить, что животное скорее всего напоминало современных африканских ящериц. «Это явный случай конвергнетного (т.е. независимого) развития, поскольку этот вид не является родственником ящерицам Африки», заявляет ведущий автор исследования Торстен Шейер.

Шейер и его коллеги считают, что, пусть ящерица и была наземной, она все же ближе к океаническим рептилиям. Несмотря на то, что у E. dalsassoi не было перепонок или других приспособлений для плавания, она обитала вблизи воды и в момент смерти скорее всего безмятежно загорала на пляже.

Раскопки в Дунканфурге все еще продолжаются. Есть надежда, что археологи найдут еще более удивительных существ того периода, когда будущая Швейцария еще имела выход к морю.