Ученые развеяли миф о невероятной силе шимпанзе

Среди ученых и просто любителей бытует мнение, что шимпанзе обладают сверхчеловеческой силой. Мэтью О'Нил из Аризонского университета вместе со своей командой провел ряд экспериментов и выяснил, что мышцы шимпанзе всего лишь на треть сильнее, чем схожих размеров мышечная ткань у человека.
Ученые развеяли миф о невероятной силе шимпанзе

Результаты нового исследования хорошо согласуются с данными, полученными ранее. Ученые уже выяснили, что способности к растяжке и прыжкам у шимпанзе примерно в 1,5 раза выше, чем у людей, принимая во внимание разницу в массе. Однако, поскольку в среднем шимпанзе легче человека, люди могут обогнать их в абсолютных показателях. Кроме того, исследования показали, что мышечная сила других обезьян сопоставима с силой шимпанзе, и лишь у людей наблюдаются ярко выраженные различия.

Команда О'Нила изучает эволюцию механизма вертикальной ходьбы. Чтобы создать точную компьютерную модель того, как ходят шимпанзе, исследователям необходимо было выяснить, действительно ли их мышцы обладают исключительной силой. В рамках эксперимента они удалили небольшие образцы мышечной ткани ног у трех шимпанзе под общей анестезией и измерили прочность отдельных волокон. Подобная процедура используется и для изучения человеческих мышц.

Сравнивая результаты с данными многочисленных исследований в этой области, ученые выяснили, что, вопреки мнению некоторых их коллег, в мышцах шимпанзе нет никаких уникальных особенностей. «Мышцы шимпанзе на самом деле ничем не отличаются от человеческих по уровню силы, который наблюдается у отдельных волокон», говорит О'Нил.

Так что же делает шимпанзе сильнее человека той же весовой категории? Команда продолжила изучать шимпанзе, умерших по естественным причинам, и обратила внимание на то, что 2\3 мышечной ткани обезьян состоят из волокон, которые сокращаются быстро, в то время как более 50% мышц человека состоят из медленно сокращающихся волокон. Первый тип более мощный, но расходует большее количество энергии и, как следствие, быстрее утомляется. Другим фактором, влияющим на силу, оказался тот факт, что в среднем мышечные волокна шимпанзе длиннее человеческих, что повышает их прочность.

В целом исследование показывает, что шимпанзе намного тяжелее передвигаться на дальние дистанции, чем людям. Создается впечатление, что в процессе эволюции Homo sapiens пожертвовал частью физической силы для увеличения выносливости. Более ранние исследования также показывают, что частичное ослабление мышечной ткани позволило вырасти объему мозгового вещества.