Пол лабораторных мышей влияет на эффективность будущего лекарства

Из-за опасений, что женские гормональные циклы животных будут влиять на ход доклинических испытаний, большинство проверок новых медицинских препаратов проводится на самцах. Однако из-за этого, в конечном счете, страдают пациентки.
Пол лабораторных мышей влияет на эффективность будущего лекарства
Rama/Wikimedia Commons

Прежде чем попасть в аптеку, новые медикаменты тестируются на животных. Однако, как выяснила исследователь Института Сенгера в Кембриджшире (Великобритания) Наташа Карп, из-за того, что большинство доклинических исследований проводятся на животных-самцах, в конечном итоге страдают пациенты. Точнее пациентки.

Как говорит исследователь, из-за опасений, что женские гормональные циклы будут влиять на ход экспериментов, три четверти доклинических исследований проводятся на животных-самцах. При этом среди производителей распространено мнение, что полученные в итоге лекарства будут одинаково хорошо действовать и на мужчин, и на женщин.

Наташа Карп вместе с коллегами сравнила 234 физических особенности у 14 000 мышей обоих полов. Разница в характеристиках между самцами и самками составила в общей сложности 57%. Среди них был уровень холестерина и костная масса. Кроме того, были обнаружены и другие особенности: например, форма головы у самцов и самок отличалась на 10%. По мнению исследователей, это говорит о том, что генетические заболевания могут по-разному проявляться у мужчин и женщин, а это, соответственно, требует разных методов лечения.

Препараты, «оптимизированные» для мужчин, могут не только быть менее эффективными, но даже причинять вред женщинам, считает исследователь. Она приводит статистику: 8 из 10 препаратов, которые появились на рынке США в период между 1997 и 2001 годами, несли риск для здоровья женщин.

Кроме того, препараты, которые могли бы лучше работать для женщин, могут никогда не появиться, потому не проводится соответствующих клинических испытаний.

Интересно, что во время клинических испытаний на пациентах большее внимание уделяется именно женщинам. С 1994-го года в США потребовали, чтобы все испытания, финансируемые Национальным институтом здравоохранения (NIH), проводились, в том числе, и на женщинах. В результате доля женщин в клинических испытаниях препаратов для профилактики сердечных заболеваний увеличилась с 9% в 1970 году до 41% в 2006 году.