Уже в каменном веке люди понимали, чем хороший звук отличается от плохого, и рисовали только на стенах пещер с отличной акустикой, считают испанские археологи.
Художники каменного века ценили хороший звук

Археолог Маргарита Диаз-Андреу из университета Барселоны и её коллеги не очень похожи на обычных археологов. Вместо того, чтобы копать лопатой и совочком, фотографировать и описывать находки, они лопают воздушные шарики у входов в пещеры.

С помощью шариков и микрофона, установленного в центре пещеры, Диаз-Андреу измеряет акустические параметры пещеры. Микрофон записывал звуки, отражённые от сводов пещеры, а специальный алгоритм расшифровывал запись и определял, как геометрия пространства позволяет звуковым волнам отражаться и создавать эхо. Гипотеза состояла в том, что древние жители Европы ценили помещения с хорошей акустикой, и она подтвердилась.

Изучив две пещеры с наскальными рисунками, сделанными от 6 до 5 тысяч лет назад, археологи установили связь между наскальной росписью и акустическими свойствами пещер. Французская пещера Бом-Брюн тянется на целый километр; в ней 43 подземных «комнаты», но доисторические рисунки украшают стены только восьми из них; в основном это изображения деревьев и рогатых животных. В итальянской пещере в долине д’Ивидоро 11 подземных гротов, из них рисунки есть только в трёх. В обеих пещерах акустика гротов с наскальными рисунками оказалась лучше, чем акустика гротов без рисунков. Кроме того, в обеих пещерах в гроте с самым мощным эхом было больше всего рисунков.

Похожее исследование проводили с 2013 по 2016 гг. финские археологи — и пришли к сходным результатам. Закрепив микрофоны на лодках, археологи спускали лодки на воду озёр, и записывали звук спортивного пистолета. Выяснилось, что окрестные скалы отражают звук; в местах, где эхо было особенно сильно, скалы украшены наскальными изображениями, в том числе — человеческих фигурок с барабанами в руках. Возраст финских наскальных рисунков составляет от 7200 до 3000 лет. Результаты работы финских историков скоро будут опубликованы в Journal of Archaeological Method and Theory.

Известны и другие примеры пещерных росписей каменного века в гротах с особенно выдающейся акустикой;. Диас-Андреас считает, что люди каменного века, возможно, интересовались не только тем, что можно подержать в руках, но и менее осязаемыми вещами — такими, как хорошая акустика. ж

Результаты исследования испанских археологов опубликованы в Journal of Archaeological Science.