Звёзды могут помогать друг другу зажигаться

Международная группа астрофизиков при помощи системы радиотелескопов VLA (Very Large Array), подтвердили теорию о том, что одна молодая звезда может помочь зажечься своей «младшей сестре» — протозвезде, расположенной на небольшом по звёздным меркам расстоянии.
Звёзды могут помогать друг другу зажигаться

Учёные изучали облако газа и пыли в созвездии Ориона в 1400 световых годах от Земли. Облако наблюдали и раньше, но новая серия измерений в узких частях радиодиапазона позволила увидеть то, что раньше не было заметно. Наблюдения подтвердили существующую с 2008 года теорию о том, что звезда HOPS 370 (Herschel Orion Protostar Survey) выпускает джеты — раскалённые пучки плазмы, движущейся с огромной скоростью — в сторону протозвезды HOPS 108. фрагменты джетов увидеть не удалось, но отдельные сгустки материи, оставшиеся от них, хорошо видны на снимках. Измерив скорость движения сгустков материи, учёные пришли к выводу о том, что своим происхождением сгустки обязаны джетам звезды HOPS 370.

С помощью данных радиотелескопов астрофизики реконструировали события 100 000-летней давности. Тогда протозвезды HOPS 108 ещё не существовало: на её месте находилось плотное облако космический пыли и газа. Джет плазмы, долетевший до облака от звезды HOPS 370, инициировал коллапс облака и начала термоядерной реакции, которая, не будь джета, не началась бы еще сотни тысяч лет.

Окрестности HOPS 370 полна молодыми звёздами: кроме HOPS 180, есть ещё как минимум четыре — и все они зажглись после HOPS 370, и астрономы предполагают, что эта «звёздная акушерка» могла помочь родиться всем звёздам вокруг себя.

Результаты исследования опубликованы в журнале Astrophysical Journal.