Что скрывают глубокие воды Австралии: удивительные животные

В рамках крупной исследовательской экспедиции австралийские ученые отловили и описали сотни необыкновенных глубинных животных, обитающих на глубине до 6 000 метров.
Что скрывают глубокие воды Австралии: удивительные животные
Asher Flatt

Мы уже писали о том, что австралийские ученые провели колоссальную работу в рамках миссии «Отбор глубоководных проб», которая включала в себя кропотливое изучение глубинной жизни на протяжении восточного побережья Австралии. В результате были собраны данные о многочисленных представителях подводной фауны, причем порядка трети этих существ относятся к новым, неизвестным ранее видам.

Помимо сипункулидов, вызвавших в интерете особый фурор благодаря необычному внешнему виду, ученые обнаружили множество странных, необычных и откровенно жутких тварей. Посмотрите, к примеру, на этого слепого угря. Красавчик, не правда ли?

Да, это действительно морской огурец
CSIRO ANFC

Гелеобразный, полупрозрачный угорь, покрытый слоем слизистого секрета, обитает на глубине от 2 до 6 километров! На такую глубину практически не проникает солнечный свет, а потому нет необходимости в цветной коже или чешуе — эту красоту попросту некому будет оценить. Зрение в таких условиях тоже редуцируется, крошечный рот не открывается полностью, а жабры остаются недоразвитыми.

Представители семейства Батиптеровых (Bathypteroidae) куда больше похожи на привычных нам рыб, но и здесь не обошлось без странностей. Может показаться, что часть их головного отдела словно отсутствует, но это не так: на самом деле там располагаются светоулавливающие пластинки, которые рыбы возможно используют для обнаружения биолюминесцентных существ. «Возможно», потому что ученым на самом деле практически ничего не известно об образе жизни этих удивительных созданий:

Asher Flatt

Биолюминесценция на такой глубине — явление довольно обыденное. Но не только планктон или всем известные рыбы-удильщики обладают способностью подсвечивать в темноте части своего тела за счет бактерий-симбионтов. Некоторые создания тоже частично мерцают во мраке, и вид их вызывает у слабонервных отвращение и ужас:

Скажите «А-А-А-А»
Jerome Mallefet

Помимо чудовищ, на глубине обитают и хорошо знакомые нам морские звезды. Конечно, и у них обнаруживаются уникальные особенности. В частности, офиуры, или змеехвостки (лат. Ophiuroidea) получили свое название за особый способ передвижения: когда они ползут по морскому дну, их лучи извиваются, подобно змеям. По оценкам ученых, эти создания уже 480 миллионов лет населяют морские глубины, не имея при этом ни глаз, ни мозга. Иногда они просто питаются органическим донным мусором, а иногда ловят рачков и даже могут выстрелить в жертву одной из своих «рук», чтобы опутать и обездвижить ее.

Издалека их можно принять за макароны
Robert Zugaro
Эту красавицу назвали в честь франшизы «Игра Престолов», она напомнила ученым знаменитую корону
Caroline Harding

Исследователи также обратили внимание на целую группу одноклеточных организмов, которые создают их собственные, крошечные раковины. Фораминиферы, несмотря на размеры, поражают своим разнообразием:

Крошечные микроскопические раковины
Annekatrine Enge
Некоторые раковины напоминают молекулярные диаграммы
Annekatrine Enge

Глубины океана, так называемая «абиссальная зона», налагает на обитающих в ней животных одно важное условие — они должны как-то справляться с огромным давлением. Обычно все сводится к прочным кальцифицированным раковинам, но часто животные, как например этот морской огурец, идут по пути наименьшего сопротивления и превращаются в мягкие, податливые комки слизи:

Больше похож на белесый баклажан, но ученым виднее
Asher Flatt

И, наконец, животное, с которого все началось. Еще в 1800-х годах натуралист Чарльз Вивилл Томсон решил начать исследование глубоководных существ. Тогда бытовала теория, что ниже 550 метров под водой жизнь уже невозможна, но ученый опроверг эти домыслы. Он начал извлекать со дна морей удивительных животных, и среди них были родственники современных морских звезд, называемые морскими лилиями (лат. Crinoidea):

Хрупкие украшения океана
Asher Flatt

Впечатляет, не правда ли? А ведь это только начало. Несмотря на то, что исследователи изучают фауну морей уже многие десятилетия, по-настоящему заглянуть в глубины океана они смогли лишь недавно, когда это позволил технологический прогресс. В будущем ученые планируют совершить еще ряд глубоководных экспедиций, каждая из которых обещает принести бесценную информацию о тех существах, что живут в вечном мраке.