Пепел камчатского вулкана нашли на Шпицбергене

Анализ частиц вулканического пепла, собранного на дне озера на Шпицбергене, показал, что пепел, осевший здесь 7000 лет назад, прилетел не из ближайших к озеру исландских вулканов, а с Камчатки, преодолев пять тысяч километров.
Пепел камчатского вулкана нашли на Шпицбергене

Чтобы установить происхождение пепла, геологи из университета Бергена отделили его от осадочных пород, собранных возле озера, а затем при помощи масс-спектрометрии определили их химический состав. Анализ показал, что пепел, осевший на Шпицбергене, вырвался из жерла одного из камчатских вулканов и затем был отнесён ветром за 5000 километров.

«Извержение, давшее этот пепел, не было самым крупным в истории», — отмечают геологи. Камчатским вулканам и до, и после него случалось выбрасывать намного большие объёмы пепла; долгое путешествие пепла, частицы которого геологи нашли на Шпицбергене, объясняется только случайной комбинацией метеорологических факторов — скорости и направления ветров в момент извержения.

Открытие норвежских учёных говорит не только о том, что вулканический пепел может преодолевать огромные расстояния. Время нахождения пепла в атмосфере обычно составляет несколько недель — то есть совсем немного в геологических масштабах, поэтому фрагменты пепла можно использовать для точной датировки горных пород.

Зная о том, что вулканический пепел может разноситься на тысячи километров, геологи смогут использовать данные химического анализа частиц пепла из разных уголков Земли для «синхронизации» событий, записанных в геологической летописи, и с большой точностью изучать прошлое планеты и её климата, объясняет руководитель исследования, Виллем ван дер Бильт (Willem van der Bilt).

Статья опубликована в журнале Quaternary Science Reviews.