Учёные выяснили, как божьи коровки складывают крылышки

Японские учёные сделали божьей коровке прозрачные надкрылья и сквозь них посмотрели, как жучки складывают свои большие крылышки. Технологией компактного хранения крылышек могут заинтересоваться инженеры космических аппаратов, считают авторы исследования.
Учёные выяснили, как божьи коровки складывают крылышки

У божьих коровок большие, очень тонкие и прозрачные крылья. Когда жучок неподвижен или ползёт, они спрятаны под жесткими надкрыльями. Чтобы увидеть, как у божьих коровок получается ловко и быстро (в среднем за две секунды) убирать хрупкие крылья под защиту надкрылий, учёные из Токийского университета заменили собственные надкрылья жучка искусственными, сделанными из прозрачного полимера, а затем сняли на высокоскоростную камеру процесс складывания крыла.

«Обычно в живой природе структуры, способные складываться в несколько раз, делают это при помощи сложной конструкции — суставов и неподвижных частей. Но в крыле божьей коровки суставов нет. Божьи коровки используют только гибкость материала, из которого сделаны их крылья», — поясняет руководитель исследования. Геометрия выступов и впадинок на внутренней стороне надкрылья задаёт порядок складывания и одновременного подкручивания крыла и помогает жучку сложить крылья так, чтобы не пережать важные сосуды.

Изучение механизма складывания крыла у насекомых может помочь разработать компактные развёртываемые модули будущих космических систем, складные солнечные батареи и другие приспособления: конструкции, которые можно сложить в несколько раз, легче поместить на ракете-носителе, чем готовые изделия. Развёртываемые технологии используются с самого начала активного освоения космоса: одной из первых таких систем была надувная шлюзовая камера «Волга» корабля «Восход-2», из которой человек впервые вышел в открытый космос. В прошлом году NASA успешно испытала развёртываемый сегмент МКС BEAM.