Вирус гриппа серотипа А, находясь внутри ядра клетки заболевшего, «захватывает» важный белковый комплекс, который стимулирует деградацию РНК, и с его помощью самовоспроизводится непосредственно в организме.
Кристина Елдзарова
Вирусы гриппа «похищают» наши клетки

Благодаря развитию медицины человеку уже много известно о вирусах гриппа, однако даже медики до сих пор плохо понимали, как «вредители» размножаются в клетках человека, распространяя инфекцию. Команда исследователей из Школы медицины Айкан на горе Синай (США) впервые выявила механизм, при помощи которого грипп А — семья патогенов, включающая наиболее смертельные штаммы вируса, — «похищает» клеточные механизмы организма человека, чтобы воспроизводиться.

Грипп A представляет собой РНК-содержащий вирус — это означает, что он воспроизводится внутри ядра клетки заболевшего. Большинство вирусов реплицируются, то есть воспроизводятся, в цитоплазме клетки, вне ядра. Вирус серотипа A вызывает не только сезонный грипп, но также и более тяжелые виды заболевания, такие как H1N1 и грипп, передающийся от млекопитающих (например, свиней) и птиц.

Медики изучили клетки пациентов с мутацией экзосомы РНК, что позволило понять, как вирус гриппа А захватывает молекулы РНК внутри клеток.

«Исследование показало, что мы можем обнаружить гены, связанные с болезнью, наблюдая за естественным симбиозом между клетками человека и патогеном», — говорит старший исследователь Иван Марацци.

Медики обнаружили, что, находясь внутри ядра клетки человека, грипп A «захватывает» важный белковый комплекс, который стимулирует деградацию РНК. По словам доктора Марацци, чтобы самовоспроизвестись, возбудитель гриппа нуждается в дополнительной РНК, поэтому он и «похищает» эти молекулы из захваченной им экзосомы.

«Вирусы действуют очень умно», — считает врач. — «Они не слишком «возятся» с биологией человека и вместо того, чтобы позволить экзосоме самостоятельно разрушить избыточную РНК, они атакуют экзосому и похищают нужную ему РНК до ее разрушения».