РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российские ученые построили модель «сарафанного радио»

Ученые из Университета ИТМО создали компьютерную симуляцию, которая работает по принципу «сарафанного радио» и иллюстрирует распространение информации между абонентами мобильной сети. Модель воспроизводит траектории звонков и вычисляет, была по ним передана новость или нет. Все выводы программа делает, исходя из открытых данных о телефонных переговорах, которых, по мнению ученых, не хватит для того, чтобы довести разработку до практического применения. Материал для дальнейших исследований могут предоставить только операторы связи.
Тэги:
Российские ученые построили модель «сарафанного радио»

Даже в крупных городах абоненты часто испытывают трудности со связью: то в трубке появляются помехи, то сеть внезапно пропадает, и звонок прерывается. В обычной жизни эти проблемы не являются фатальными. Другое дело, когда надо срочно оповестить близких о надвигающейся угрозе или сообщить им, что все в порядке. Если случается серьезное происшествие, люди, как правило, начинают звонить и принимать звонки в ЧП-режиме. Из-за резкой перегрузки соседние сотовые вышки могут выйти из строя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сотрудники Института наукоемких компьютерных технологий (НИИ НКТ) Университета ИТМО предложили инструмент, который может подсказать, как распределить нагрузку на сеть во время экстренных ситуаций и помочь спланировать работу вышек при проведении массовых мероприятий.

Компьютерная симуляция, созданная учеными, работает по принципу «сарафанного радио» и наглядно показывает, как мобильные абоненты передают друг другу информацию, совершая звонки. Модель включает в себя три уровня, или слоя, каждый из которых вносит свой вклад в распространение новости. Это сеть контактов, сеть звонков между абонентами и непосредственно пути распространения информации.

Сеть контактов состоит из агентов — виртуальных людей, которые пользуются мобильным телефоном и имеют определенное число номеров в телефонной книге. С некоторыми контактами, например, с семьей и близкими, они устанавливают сильные связи, с остальными — слабые. Каждый агент может звонить часто или редко, говорить долго или быстро в зависимости от заданных для него телефонных привычек. Из этих особенностей, в свою очередь, формируется общая сеть звонков, по которой циркулирует информация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По активности и соотношению сильных и слабых связей ученые условно разделили абонентов на обычных людей, занятых и организаторов. Последние, к примеру, часто звонят как обычным, так и занятым людям, но разговоры между ними короткие, а обычные люди (их 94%) звонят реже, говорят дольше, чаще набирают людей из ближнего круга.

Скорость оповещения контактов в основном зависит от характера сообщения (обычное или экстренное), которое ученые «вбрасывают» нескольким агентам, а также от типа ньюсмейкеров. Если новость сперва сообщили организаторам, она разлетится быстрее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будет ли передана информация во время звонка, решает математика. «В нашей модели, как и в реальности, абонент способен забыть новость после разговора, если она для него не важна или не актуальна. Цепь может оборваться и тогда, когда человек звонит дальнему знакомому, которого сообщение не интересует. Мы учли это и на основе многих параметров создали формулу, определяющую вероятность передачи информации между агентами», — говорит Александр Вишератин, инженер НИИ НКТ Университета ИТМО. Работа опубликована в журнале Journal of Computational Science.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реализованные слои вносят основной вклад в распространение новостей. Тем не менее, по задумке ученых, в модели не хватает еще двух уровней, которые бы учли влияние сотовых вышек и телефонов и позволили использовать ее на практике. Единственной преградой к доработке модели исследователи считают отсутствие у них обширных реальных данных о звонках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сейчас мы использовали лишь то, что можно собрать в интернете — данные о телефонных переговорах нескольких десятков человек, а также результаты проведенного нами опроса. Этого хватило для создания базовой модели, но не для решения прикладных задач, — поясняет Александр Вишератин. — Чтобы двигаться дальше, нам нужно настроить модель на данных сотен тысяч абонентов. Сюда входят сведения о покрытии вышек связи, о том, сколько абонентов к ним подключено, когда вызов переключается с вышки на вышку, по каким причинам люди теряют сеть (вышли из зоны доступа, разрядился телефон, кончились деньги на счету). Этой информации уже нет в открытом доступе, и только мобильные операторы способны ее анонимизировать и предоставить нам. Но ни с кем из них мы пока не смогли договориться».

Загрузка статьи...