Франциско Гойя известен как автор ярких и радостных картин — например, знаменитого «Зонтика» — и как один из самых мрачных художников в истории, создатель серии офортов «Капричос» о человеческих пороках, страхах и смерти. Переход от «радостного» к «мрачному» периоду творчества, как предполагают медики, мог быть следствием редкого аутоиммунного заболевания.
Мрачным гением Гойю сделала редкая болезнь
"Зонтик", слева, и "Сатурн, пожирающий своих детей", справа. Манера художника сильно изменилась после болезни.

По традиции одному из участников ежегодной Конференции по исторической клинической патологии в достаётся медико-историческая загадка: описание симптомов болезни, от которой страдал давно умерший человек. В этом году врачу-отоларингологу из Университета штата Мэриленд Ронне Герцано (Ronna Hertzano) досталось описание болезни, навсегда изменившей творчество испанского художника Франциско Гойи.

Осенью 1792 года сорокашестилетнего Гойю начали мучить симптомы, которые врачи назвали коликами, а через год мучительная болезнь окончательно приковала художника к постели. На лечение ушло два года; художник остался глухим на одно ухо, а его полотна превратились в хронику его кошмаров. Из писем художника историки знают, что перед наступлением глухоты он жаловался на шум в ушах и страдал от проблем с равновесием — к пример, с трудом поднимался и спускался по ступенькам, постоянно боясь упасть. Кроме того, художник мучился сильными головными болями, периодически галлюцинировал, а его конечности временами поражал паралич. Проблемы со слухом вынудили его отказаться от кафедры в Королевской академии — в письме Гойя объяснял, что больше не слышит студентов.

Сюжет офорта Сюжет офорта

Герцано предположила, что болезнь зародилась в мозге и оттуда распространилась на слуховые каналы художника. Такое развитие характерно для инфекционных заболеваний вроде менингита или сифилиса, но эти диагнозы Герцано решительно исключила. «Сифилис неизбежно приводит к расстройству личности и деменции, а этих симптомов у нашего «пациента» никто не замечал до самого конца жизни», — объясняет она. Менингит же был отметён по очень простой причине: если бы дело было в нём, художник вообще не выжил бы. Затем Герцано отказалась от варианта с отравлением свинцом: накопление этого металла в организме может приводить к глухоте, а Гойя пользовался красками с содержанием свинца, но свинец не объясняет другие симптомы его болезни.

В конце концов Герцано пришла к выводу, что Гойя страдал от редкого заболевания — синдрома Сусака, больные которым, как правило, теряют слух и зрение и страдают от галлюцинаций и паралича.

Синдром Сусака — аутоиммунное заболевание; это значит, что оно развивается, когда иммунная система начинает атаковать здоровые ткани собственного организма. При синдроме Сусака такие атаки приводят к органическим поражениям мозга, что и вызывает галлюцинации и мигрени, а нарушение циркуляции крови между мозгом и ушами и мозгом и глазами приводит к ослаблению зрения и глухоте. Как правило, болезнь продолжается от года до трёх лет.

За время болезни Гойя создал 80 рисунков — портретов призраков, ведьм и других существ из ночных кошмаров. Современники не восприняли эти работы как порождение искажённого болезнью мозга; вместо этого они увидели в них мрачную сатиру на всё человечество.

Подробная статья о том, как Герцано ставила диагноз Гойе, опубликован на сайте Конференции по исторической клинической патологии, кратко о нём рассказывает журнал New Scientist.