«Хаббл» сфотографировал полярное сияние на Уране

Космический телескоп «Хаббл» зарегистрировал мощные полярные сияний в атмосфере седьмой от Солнца планеты. Благодаря этим снимкам астрономам удалось заново открыть магнитные полюса планеты.
«Хаббл» сфотографировал полярное сияние на Уране
ESA/Hubble & NASA, L. Lamy / Observatoire de Paris

Загадочнее, чем сияние в земном небе, выглядит только сияние в атмосферах чужих миров. Первые снимки этих атмосферных явлений прислал на Землю «Вояджер-2», и с тех пор каждую фотографию сияния на другой планете астрономы и любители встречают аплодисментами.

Явления, подобные земному полярному сиянию, возникают в атмосферах планет, имеющих магнитное поле, когда заряженные частицы под действием магнитного поля попадают в верхние слои атмосферы и сталкиваются там с молекулами газа.

Сияния на Юпитере и Сатурне уже довольно хорошо изучены, а вот о подобных явлениях над ледяным Ураном известно немногое. Впервые их обнаружили на снимках космического телескопа «Хаббл» в 2011 году, а в 2012 и 2014 годах группа астрономов направила на Уран спектрограф «Хаббла», предварительно настроив приёмник излучения на ультрафиолетовую часть спектра.

Во время этих наблюдений учёным удалось зарегистрировать два случая возникновения в атмосфере Урана сияний, порождённых солнечным ветром. Наблюдая за танцем заряженных частиц, удалось обнаружить два магнитных полюса планеты, подтвердить существование которых не представлялось возможным с 1986 года, после того, как полюса обнаружил, проходя мимо Урана, аппарат «Вояджер 2».