Атмосфера на Церере появляется в результате солнечной активности

Астрономы NASA предложили гипотезу, объясняющую загадку неустойчивой атмосферы Цереры. Возможно, она появляется и исчезает под воздействием солнечной активности.
Атмосфера на Церере появляется в результате солнечной активности

Церера — самое крупное небесное тело в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Космический аппарат NASA Dawn и наземные обсерватории давно показали, что иногда — но не всегда — над Церерой можно наблюдать подобие атмосферы — разреженный водяной пар с частицами других веществ.

Ранее появление и исчезновение атмосферы над Церерой связывали с её приближением и отдалением от Солнца, но исследование, опубликованное сегодня в журнале Astrophysical Journal Letters, предлагает другую версию.

Согласно предположению группы исследователей во главе с Микаэлой Виллареал (Michaela Villarreal) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, атмосфера на Церере появляется, когда частицы высокой энергии, исходящие от Солнца, сообщают энергию молекулам воды, заключённым в грунте. В результате частицы воды поднимаются вверх и витают над Церерой в течение нескольких дней.

«Наши выводы можно приложить и к другим небесным телам, в обычное время лишенным атмосферы», — комментирует выводы исследования Крис Рассел, глава исследовательской группы миссии Dawn. По его мнению, предложенный Виллареал и её коллегами механизм образования атмосферы на Церере может работать на Луне и других объектах Солнечной системы, в грунте которых содержится вода.

Аппарат Dawn вышел на орбиту Цереры в 2015 году. Его гамма- и нейтронные детекторы доказали существование на Церере больших запасов водорода. Вероятнее всего, водород на Церере связан с кислородом в молекулах воды, которая существует на поверхности в форме льда. Сам лёд удалось разглядеть в 2016 году в кратере Оксо и в одном из кратеров на теневой стороне небесного тела. Предыдущие исследования предполагают, что большая часть льда на Церере находится в других кратерах теневой стороны и около полюсов.