Победить туберкулез может только он сам: ученые обратили патоген против самого себя

Поскольку бактерии, вызывающие туберкулез, год за годом приобретают устойчивость к различным лекарственным препаратам, ученые уже много лет заняты поиском нового соединения, которое сможет остановить патоген. Результатом нового исследования стало необычное решение: ученые использовали саму Mycobacterium tuberculosis для того, чтобы сделать смертоносный патоген восприимчивым к существующим лекарствам от туберкулеза, к которым ранее он сам и выработал иммунитет.

По словам Эрика Нуермбергера, исследователя по разработке лекарств в Центре исследований туберкулеза Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, который не был связан с этой работой, новое исследование демонстрирует совершенно новый способ борьбы медиков с тем фактом, что бактерии со временем вырабатываю устойчивость к лекарствам. По данным ВОЗ, в 2015 году число новых случаев заражения M. tuberculosis составило 10,4 млн. человек, а убила болезнь около 2 млн. Почти полмиллиона новых пациентов инфицированы штаммами M. tuberculosis с множественной лекарственной устойчивостью (MDR).

Этионамид, препарат, используемый в новом исследовании, является противотуберкулезным препаратом второй категории, используемым для борьбы с инфекциями MDR. Он применяется ограниченно из-за побочных эффектов, но они тоже могут быть сведены к минимуму в случае успеха новой методики лечения. Сам препарат не активен до того, как вступит в реакцию с штаммом бактерии-патогена и перейдет в результате в активную форму. Эта активация происходит через ген ethA. Ученые ранее описали соединения, которые могут стимулировать активность ethA, делая препарат более мощным, но они не влияют на штаммы M. tuberculosis, которые обладают мутацией, делающей их полностью устойчивыми к этионамиду. В процессе исследований, ученые обнаружили новый ген, который также превращает этионамид в активную форму даже тогда, когда существуют мутации ethA.

Как сообщают исследователи из Европы и Южной Кореи на страницах журнала Science, ген, получивший название ethA2, у M. tuberculosis обычно неактивен, поэтому у бактерий не было возможности вырабатывать резистентность к нему. Одно из молекулярных соединений, которые ученые тестировали в качестве усилителя ethA, SMARt-420, удивительным образом увеличило активность ethA2, сделав этионамид бактериальным убийцей. Исследователи далее доказали в лабораторных экспериментах на мышах, что бактерии, устойчивые к этионамиду из-за мутации ethA, стали восприимчивыми к препарату, если они активировали путь ethA2 с SMARt-420.

«Запуск этого вторичного пути похож на биологическую версию вредоносного ПО», — говорит соавтор исследования Бенуа Депрез из университета Лилля во Франции. Фактически, SMARt-420 активирует ранее деактивированную систему, которая, в сочетании с этионамидом, приводит к самоуничтожению бактерий.

Этионамид на данный момент не является широко используемым препаратом, поскольку он приводит к серьезной тошноте, рвоте, заболеваниям печени и щитовидной железы. Депрез предполагает, что если SMARt-420 увеличивает эффективность этионамида у людей, то можно снизить его количество и заменить часть курса другими лекарствами, а значит и побочные эффекты можно будет минимизировать. Ученый надеется, что клинические испытания начнутся примерно через 18 месяцев.