Профессор СПбГУ Владимир Емельянов обнаружил самое древнее письменное упоминание о дне рождения человека на клинописной табличке из храма шумерской богини Бау, хранящейся в Лувре.
СпбГУСанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Найдено древнейшее упоминание дня рождения человека

Переведенный ученым клинописный текст датируется второй половиной XXIV века до н. э. Запись, сделанная более 4,5 тысяч лет назад, не только указывает дату и месяц рождения, но и раскрывает подробности праздничного обряда.

Открытие было сделано ученым в ходе исследования о восприятии времени в древней Месопотамии. Сами клинописные тексты, ставшие основой исследования, давно известны шумерологам, но до сих пор не были переведены.

Переведенная Владимиром Емельяновым со старошумерского языка табличка представляет собой перечень жертв и рационы (количество овец, ягнят, козлят и пр). приуроченных к рождению дочери шумерского царя Лугаланды. В тексте указано, что дочь правителя родилась «в день ослабления солнечного света», в месяц праздника Бау, который соответствует октябрю-ноябрю юлианского календаря.

«Мы можем предположить, что ребенок родился при восхождении созвездия Скорпион, которое в III тысячелетии до н. э. маркировало осеннее равноденствие, — рассказал Владимир Емельянов. — Это время считалось связанным с миром мертвых, так как на земле начинала господствовать тьма. Поэтому в тексте мы видим упоминания о жертвах, приносимых умершим правителям Энентарзи и Дуду, а также месту почитания Гильгамеша — «коменданта» подземного мира». Таким образом, клинописная табличка рассказывает о пиршестве в честь дня рождения царской дочери, в котором принимали участие не только живые, но и мертвые.

Изображение богини Бау. Лувр. III тысячелетие до н.э. Изображение богини Бау. Лувр. III тысячелетие до н.э.

Всего до нас дошло пять табличек времен правления царя Лугаланды, в которых упоминается рождение детей. Две таблички с указанием жертв и рационов по поводу рождения царской дочери хранятся в Эрмитаже. На одной из них дата отсутствует, а на другой указан все тот же месяц праздника Бау. Однако, по мнению исследователя, больший интерес вызывает еще одна хранящаяся в Лувре табличка, сообщающая о рождении сына у жены валяльщика царского головного убора, которая, возможно, была сестрой царя. По поводу этого события на дворцовую кухню был пожертвован баран. Клинописный текст называет и месяц рождения мальчика — «месяц праздника (в честь) Лугаль-уру (ба)» — зимний, десятый по счету месяц в календаре эпохи Лугаланды, также связанный с культом мертвых. Еще одна табличка, относящаяся к четвертому году правления шумерского царя и хранящаяся в Брюсселе, сообщает, что некая женщина родила сына. Однако какие-либо детали в тексте отсутствуют.

Клинописный текст с одной из табличек с упоминанием дня рождения человека Клинописный текст с одной из табличек с упоминанием дня рождения человека

«Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что документы с указанием даты рождения человека составлялись только в эпоху правления Лугаланды, — заключает профессор Емельянов. — Жертвоприношения по поводу рождения приносились и живым, и мертвым, отмечали рождение как детей царя, так и детей его родственников». По словам ученого, ничего подобного в древних источниках не встречалось ни раньше, ни позже. Ни в одной царской надписи или документе Ближнего Востока и классической Античности вплоть до V века до н. э. нет данных о времени рождения людей.

Удивительным и до конца не изученным фактом профессор СПбГУ называет два упоминания в шумеро-аккадских текстах II-I тыс. до н. э. дня рождения демонов-асакку (21-й день зимнего месяца Кислиму, который был связан в поверьях шумеров с выходом на землю бога тьмы и смерти Нергала). В то же время информация о днях рождения людей отсутствует. И таблички времен правления Лугаланды в этом плане — исключение из общего правила не обращать внимания на даты частной жизни.

В историю Древнего Востока царь Лугаланда вошел как правитель, при котором резко выросло количество злоупотреблений и правонарушений со стороны богачей и знати, увеличилось социальное расслоение, а частная собственность приобрела первостепенное значение, что в свою очередь способствовало развитию эгоцентризма в обществе. С этими особенностями исторического периода профессор Емельянов связывает появление интереса к дням рождения.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.