Найдены первые живородящие родственники крокодилов и птиц

Международная группа палеонтологов из университетов Австралии, Великобритании, Китая и США опубликовала исследование, в котором описываются окаменевшие останки самки диноцефалозавра с нерожденным детёнышем в брюшной полости. Эта находка стала первым доказательством того, что у архозаврообразных — родственников современных крокодилов и птиц — когда-то развилось живорождение.
Найдены первые живородящие родственники крокодилов и птиц

Факт того, что самка диноцефалозавра оказалась на сносях, очень удивил учёных. Эти длинношеие (с шеей вдвое длиннее тела) хищные ящеры принадлежали к тому же инфраотряду архозаврообразных (Archosauromorpha), что и современные крокодилы и птицы. Ни у одного вида архозаврообразных живорождение до сих пор не обнаружилось, и только окаменелые останки эмбриона диноцефалозавра позволяют делать вывод о том, что живорождение вообще возможно у представителей этого таксона.

Фрагменты скелета диноцефалозавра
Wikimedia Commons

Живорождение появлялось в результате эволюции несколько раз у самых разных животных, однако до сих пор науке не был известен ни один вид архозаврообразных, самки которого не откладывали бы яиц, а рожали бы живых детёнышей. Учёные даже начали предполагать, что строение тела или биохимия этих родственников птиц и крокодилов каким-то образом запрещает этот способ размножения.

И только сейчас стало понятно, что никакого запрета не существует. 240 миллионов лет назад диноцефалозавры охотились на рыбу и кальмаров в мутных водах водоёмов триасского периода и, по всей видимости, рожали детёнышей, а не откладывали яйца. Пол эмбриона определялся комбинацией хромосом, а не температурой яйца, как это бывает у яйцекладущих родственников диноцефалозавров. Учёные считают, что живорождение и хромосомное определение пола позволили этим ящерам приспособиться к жизни в воде.